Тихий сверхзвук
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н.Е.Жуковского (ЦАГИ) приступили к выполнению работ по тематике создания сверхзвуковых пассажирских и сверхзвуковых деловых самолетов (СПС и СДС) нового поколения. Эти летательные аппараты будут способны осуществлять крейсерский сверхзвуковой полет над населенной сушей. Исследования ведутся совместно с целым рядом организаций – ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова», ОАО «Авиадвигатель», ОАО НПО «Сатурн» (НТЦ им. А.Люльки), ЗАО «Новые гражданские технологии Сухого», ФГУП «ЛИИ им. М.М.Громова», ФГУП «СибНИА им. С.А.Чаплыгина». Работы проводятся по заказу Минпромторга в рамках программы «Транспорт-2011».
Ученым предстоит уточнить требования по основной транспортной задаче, шуму в зоне аэропорта и уровню интенсивности звукового удара и сформулировать предварительные рекомендации по формированию облика перспективного СДС для отечественных разработчиков. Специалистами планируется разработать предварительную конструктивно-силовую схему планера, выбрать основные конструкционные материалы и оценить предварительные массово-габаритные характеристики СДС, принципиальные схемы воздухозаборника, сопла силовой установки, системы шумоглушения.
Также будет выполнена оценка основных характеристик семейства двигателей в составе СДС, в том числе с отечественными перспективными двигателями. В настоящее время ведутся работы по изготовлению аэродинамических моделей компоновки СДС, моделей воздухозаборника и сопл, включая шумоглушащие устройства, для проведения аэродинамических и акустических исследований. Уже предварительные оценки уровней шума на взлете и при посадке, громкости звукового удара СДС в сверхзвуковом крейсерском полете показали возможность получения уровня шума, сопоставимого с тем, который есть у перспективных гражданских дозвуковых самолетов. Это же относится и к сверхзвуковому крейсерскому полету над населенной сушей.
«Это первая работа в нашей стране, выполняемая для формирования научно-технического задела по СДС и СПС за прошедшие два десятилетия при таком широком участии организаций – разработчиков авиационной техники, научно-прикладных и летно-исследовательских институтов», – подчеркнул заместитель генерального директора ЦАГИ, начальник комплекса аэродинамики и динамики полета ЛА, доктор физико-математических наук Сергей Ляпунов.
Создание высокоскоростного воздушного транспорта – актуальная задача, стоящая перед авиапроизводителями. Ее решение может обеспечить лидирующие позиции на рынке авиационных перевозок в будущем. Над созданием сверхзвуковых пассажирских и сверхзвуковых деловых самолетов нового поколения, способных осуществлять крейсерский сверхзвуковой полет над населенной сушей, работают ученые и специалисты США, стран ЕС, Китая и Японии.
По материалам пресс-службы ЦАГИ