Израиль-Кипр: формирование «антитурецкой оси»
В целях обеспечения безопасности Восточного Средиземноморья Израиль и Кипр намерены создать мощное военное подразделение, боевой состав которого будет состоять из подводных лодок и ракетных корветов. Об этом 22 февраля с.г. со ссылкой на кипрскую газету «Симерини» сообщила турецкая газета «Стар». Киприоты утверждают, что создаваемый «зонт безопасности» предназначен для защиты кипрских газовых месторождений и не направлен против третьих стран. Юридическим подспорьем совместной израильско-кипрской инициативы стали соглашения о военно-стратегическом сотрудничестве между двумя странами и совместном освоении газовых месторождений. В соглашениях особое внимание уделяется обмену информацией между спецслужбами и координации действий по обеспечению безопасности газовых месторождений в Восточном Средиземноморье.
Однако «зонт безопасности» далеко не предел израильско-кипрского партнерства в военной сфере. Известно, что Израиль серьезно помышляет о создании на Кипре израильской военной базы. По мнению экспертов, Никосия становится главным военно-стратегическим союзником Израиля в регионе, заменив собой Турцию, отношения с которой у еврейского государства заметно обострились. Более того, в турецкой прессе стали писать о формировании, так называемой, «антитурецкой оси», которая приведет к кардинальным переменам геостратегической динамики во всем Восточном Средиземноморье, и создаваемый в этом регионе «зонт безопасности», по мнению турецких аналитиков, следует рассматривать именно в этом ключе.
Тем не менее, с мнением о том, что израильско-кипрское сближение направлено исключительно против Турции и знаменует собой окончательное свертывание турецко-израильских отношений, согласны не все. Так, обозреватель газеты «Миллиет» Гёктюрк Тюйсюзоглу обращает внимание на заявление израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху, в котором он говорит о желании установить с Турцией «конструктивное сотрудничество». В своей статье «Международный взгляд: Израиль в поисках союзника» турецкий эксперт пишет, что своим заявлением израильский премьер продемонстрировал, что Израиль не утратил надежд на возвращение традиционного турецко-израильского партнерства в различных сферах двусторонних отношений.
В этом плане немаловажное значение представляет экономический аспект турецко-израильских отношений. Ведь известно, что товарооборот между Израилем и Турцией все еще остается на достаточно высоком уровне и составляет около 3,5 млрд долларов в год. Однако, по мнению большинства экспертов, это не мешает израильским властям рассматривать Кипр в качестве альтернативы экономическим связям с Турцией. Предполагается, что уже через несколько лет израильский газ может пойти в Европу именно через Кипр, а не через турецкую территорию как это планировалось ранее. Для этого на острове будет построено масштабное газохранилище. Взамен, Израиль предлагает свои услуги по транзиту кипрского газа в страны Азии.
Большой интерес на фоне развития событий в восточной части средиземноморского бассейна представляет исторический визит израильского премьера в Республику Кипр. По мнению председателя Межпарламентской ассоциации Израиль-Турция Роберта Тивьяева, визит Б. Нетаньяху на остров следует рассматривать в качестве «предупредительного выстрела в сторону турецкого руководства». Такое развитие событий не оставляет Турцию равнодушной, которая уже пообещала в самое ближайшее время адекватно ответить на совместные израильско-кипрские инициативы. Хотя президент Республики Кипр Димитрис Христофиас и заявил после встречи с израильским премьером, что сотрудничество Кипра и Израиля не направлено против третьих стран (в том числе и Турции), однако тот факт, что резкое улучшение отношений между двумя странами началось по мере охлаждения связей между Израилем и Турцией, говорит об обратном.
В ответ на турецкие возражения по поводу эксплуатации углеводородов, обнаруженных в исключительной экономической зоне Кипра, Д. Христофиас заявил следующее: «Я хочу напомнить, что бурение на участке номер 12, которое подтвердило существование запасов углеводородов, велось в исключительной экономической зоне Республики Кипр и на основе международного морского права. Учитывая тот факт, что запасы углеводородов были найдены и в исключительной экономической зоне Израиля, наши усилия заключаются в наилучшем их использовании с целью обеспечить процветание двух народов и укрепить безопасность и стабильность в регионе». Не ограничившись одним заявлением президент Кипра, по сообщениям кипрской прессы, направил письма Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, председателю Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, председателю Европейского совета Херману Ван Ромпёю и постоянным представителям пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, в которых утверждает, что заявление турецкого МИД представляет собой «дополнение к подстрекательному и угрожающему поведению Турции». По мнению кипрских экспертов, оснований для таких заявлений вполне достаточно. Напомним, что еще в сентябре прошлого года Турция приняла план о расширении присутствия военно-морских сил страны в восточной части Средиземного моря. План получил название «Барбаросса», названный в честь турецкого адмирала Хайр-ад-Дина Барбароссы, возглавлявшего крупнейший пиратский флот в Средиземном море. Тогда глава турецкого внешнеполитического ведомства Ахмет Давутоглу заявил, что его страна намерена усилить свое военное присутствие в восточной акватории средиземноморского бассейна «для защиты свободы судоходства». По словам А. Давутоглу, турецкие военные корабли, которые будут дежурить в восточной части Средиземного моря, будут сопровождать суда флотилий, стремящихся «прорвать морскую блокаду сектора Газы», а также не позволят республике Кипр заниматься поиском газа и нефти в Средиземном море.
Итак, в последнее время отношения между Израилем и Кипром заметно улучшились. Основную роль в этом сыграл кризис в турецко-израильских отношениях, а также общие экономические интересы в связи с обнаружением на шельфе Кипра и Израиля огромных запасов природного газа. Израильские месторождения «Тамар» и «Левиафан» находятся в непосредственной близости от 12-го блока кипрского шельфа, где недавно было подтверждено наличие больших запасов газа – от 140 до 230 млрд кубометров. Разработка этих месторождений позволит как Кипру, так и Израилю полностью обеспечить себя энергией на многие десятилетия, а также превратить их в экспортеров энергоресурсов. В обеих странах разведку нефтегазовых месторождений ведет американская компания «Ноубл Энерджи». В Турции серьезно обеспокоены активностью Кипра в сфере разведки месторождений углеводородов и еще больше формированием израильско-кипрского альянса, направленного, по мнению турецких аналитиков, против Турции. В ответ на это Анкара обещает принять соответствующие меры. Между тем, Турция продолжает не признавать соглашений, подписанных Кипром с Израилем и Ливаном о границах экономических зон, утверждая, что они нарушают права непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра, а также расширяет присутствие своих военно-морских сил в восточной акватории Средиземного моря.
А.Г.Гаджиев (Институт Ближнего Востока, Россия)