Конец эпохи Кемаля Ататюрка
До Абдуллы Гюля ни один турецкий президент не был штатским человеком. Внешнюю и внутреннюю политику Турции определял Генштаб и, казалось, что так будет всегда.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган поставил точку в существовании Турции Кемаля Ататюрка. Впервые за всю историю Республики Турция глава Генштаба и командующие ВВС, ВМС и Сухопутных войск отправились в отставку до истечения срока полномочий. Явление это беспрецедентное, но вполне вписывающееся в программу партии Справедливости и развития (АКР) по превращению светского государства в умеренно исламистское. По сути, АКР может праздновать победу над генералитетом.
С другой стороны Эрдоган прекрасно помнит новейшую историю Турции, в которой было пять военных переворотов, завершившихся правлением генералов. До Абдуллы Гюля ни один турецкий президент не был штатским человеком. Внешнюю и внутреннюю политику Турции определял Генштаб и, казалось, что так будет всегда. Начальник Генштаба вооруженных сил Турции Ишык Кошанер подал в отставку29 июля после беседы один на один с премьером. Эрдоган захотел, чтобы Кошанер вышел на пенсию. В ответ Кошанер подал в отставку. Вслед за ним ушли главкомы сухопутных сил, ВВС и ВМС. Фактически план Bayloz и Ergenekon сделали свое дело. Теперь уже поздно гадать, был ли на самом деле план военного переворота или нет. Скорее всего, что-то такое было, но Эрдоган, наученный горьким опытом своих предшественников, посчитал за лучшее не рисковать.
4 августа на заседании Высшего военного совета Турции генерал армии Недждет Озел был назначен начальником Генштаба ВС страны. Место командующего сухопутными войсками займет генерал Хайри Кыврыкоглу, ВМС адмирал Эмин Мурад Бильгель, ВВС генерал Мехмет Эрдем, жандармерии генерал Бекир Калыйончу. Кроме того, ожидалась отправка в отставку 14 арестованных генералов, однако, согласно последней информации, с целью усиления позиции нового начальника Генштаба решение вопроса об их отставке с сохранением военных званий отложено на год. Как отмечают СМИ, впервые все командующие войсками оказались выпускниками турецких военных академий. Ранее эти должности занимали выпускники американских и европейских военных вузов.
Между тем, личность Ишыка Кошанера довольно примечательна. В июле 1974 года его бригада была в числе тех турецких войск, которые оккупировали Северный Кипр и оставили без крова 165 тысяч греков. Генерал прослужил 37 лет и все же решил уйти в отставку. По его словам, правительство вмешивается в дела военных и проводит чистки генералитета, что, по твердому убеждению генерала недопустимо.
По мнению эксперта университета Мармара в Стамбуле Бехлула Озкана, впервые в турецкой истории армейская верхушка решила уйти, передав власть избранному правительству. Правда, некоторые западные эксперты сразу усмотрели в переменах в Турции «триумф демократии и гражданского общества», однако ничего такого нет и в помине. К слову сказать, Запад почему-то любое изменение в разных странах объявляет победой демократии, которой там и не пахнет. За примерами далеко ходить не надо – события в арабских странах, приведшие к власти военных, в частности, в Египте, почему-то преподносится миру как демократические преобразования. То же самое Запад пытается делать и в адрес Турции, совершенно не учитывая ни государственный строй и менталитет Востока. Аналогичным образом ведут себя и оппозиционные турецкие газеты, в частности, газета Taraf, которая пишет, что перестановки в Генштабе Турции – важный шаг для долгого пути Турции к демократии. По мнению газеты Today’s Zaman, новый глава генштаба Турции Неджет Озел – «военный человек с твердыми демократическими принципами».
Другая турецкая газета Milliyet пишет, ссылаясь на эксперта Асли Айдинтасбаса, отставки знаменуют собой конец эпохи, в течение которой высшие военные командиры считали только себя хранителями режима Ататюрка. По мнению эксперта, первая Турецкая республика заканчивается и начинается вторая. Но, исходя из истории Турции, трудно поверить, что армия так легко сдаст свои позиции.
Турецкое общество постепенно отходит от секуляризма и становится однопартийной исламистской республикой. Но армия уже не сможет спасти ее от краха, если таковой наступит. Те, кто видит в последних событиях триумф гражданского общества, рискуют сильно ошибиться, потому что Турция движется вовсе не к демократии, а к исламизму. Карине Тер-Саакян
PanARMENIAN.Net