О Грузии, Карабахе и еще кое о чем
То, что в последнее время грузины на самых разных уровнях начали чаще говорить о нагорно-карабахском вопросе, — очевидный факт. Раньше, когда их головы были забиты собственными заботами, этот вопрос не имел особо большого значения для Тбилиси. Но сегодня тема Карабаха не только периодически становится предметом обсуждений в Грузии, но и они начали по любому поводу подчеркивать свое участие или отношение к ней. Самым последним проявлением сказаного стало интервью руководителя центра исследований европейской интеграции Васила Чкоидзе, в котором он утверждает, что в случае возобновления вооруженного конфликта в Карабахе будут поставлены под угрозу национальные интересы Грузии, а также стабильность всего Кавказа.
Оставим Кавказ в покое и посмотрим, о какой угрозе национальным интересам идет речь. Оказывается, эксперт имеет для этого случая собственный сценарий развития событий, согласно которому вспышкой войны воспользуется Россия и, как самый близкий союзник Армении, под предлогом ее защиты для доставки своих вооруженных сил и боеприпасов будет использовать территорию Грузии, а это, в свою очередь, приведет к нестабильности и вооруженному столкновению в Грузии. Вот так просто и сразу. Скажем, что от соседней страны мы слышим такое не в первый раз. Для грузин, рассматривающих любую ситуацию сквозь антироссийскую призму, дать объективную оценку уже стало занятием выше сил. Полетом такой же мысли обусловлено рассуждение Чкоидзе о том, что такой сценарий не будет означать, что Грузия непосредственно вовлечется в конфликт, но «вполне возможно, что действия России выйдут за рамки данного вопроса и вызовут определенную нестабильность или военное противодействие в Грузии».
Охваченный идеей выяснения отношений с Россией ценой нанесения ударов по Армении другой грузин, на этот раз военный эксперт, бывший начальник штаба сухопутных войск Грузии Георгий Тавдгиридзе заверил азербайджанцев, что в случае возобновления войны Баку может ожидать содействия Турции и Грузии. А это содействие, понятно, никоим образом не будет направлено против армян, а всего лишь даст решение стратегическому вопросу, в котором Азербайджан и Грузия союзники, т.е. ослабит влияние России на Южном Кавказе. «Это требует очень деликатной и кропотливой работы с ведущими странами региона и мира. В противном случае мы получим бесконечную кровавую войну на Кавказе», — сказал бывший военный. По большому счету позиция грузин сводится к мысли о том, что в случае возобновления военных действий в Карабахе они не могут сидеть сложа руки, и им кажется, что таким образом им удается показать, будто им есть что сказать в регионе, а Россия пусть видит, что ее позиции ослабли.
Нельзя сказать, что такое умонастроение имеет широкое распространение только внутри общества, а официальный Тбилиси придерживается другой точки зрения. Один из грузинских чиновников, бывший посол Грузии в Армении Реваз Гачечиладзе, используя весьма деликатную, дипломатически отшлифованную лексику, пытается преподать нам урок и объяснить, мол, знаете что, дорогие армяне, каждое государство должно принять признанные на международном уровне границы и довольствоваться тем, что имеет. «Может, это несправедливо, но лучше сохранить то, что имеешь, чем стремиться отнять у других».
Слово «отнять», разумеетеся, относится к нам: мы «отняли» Карабах. Оно относится также к русским: свидетельство – Абхазия и Южная Осетия. Ну а Грузия и Азербайджан – жертвы, и в этом смысле их заочные интересы совпадают. Затем бывший посол заверяет нас (все они без исключения что-то заверяют), что Грузия ни в коем случае не будет вмешиваться и не предложит никаких рецептов для решения карабахского конфликта. «Я заявляю об этом от имени руководства и народа Грузии, ибо они не желают становиться на сторону кого-либо. Азербайджан и Армения должны оценить этот шаг Грузии», — резюмирует свои слова Гачечиладзе.
Безусловно, оценят. Но прежде чем оценят и выразят признательность, сперва попытаются понять, что если позиция Грузии логична, поскольку она мало-мальски имеет хорошие отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном и, кроме того, в Грузии есть армянская и азербайджанская общины, то это передаст определенную скованность внешней политике Тбилиси. С другой стороны, обязательно заметят, что в случае возобновления армяно-азербайджанского конфликта в выигрыше останется именно Грузия, ибо когда двое воюют, всегда выигрывает третий. И теперь Тбилиси в глубине души действительно желал бы большого переполоха, чтобы половить в мутных водах желаемую добычу.
По всей видимости, именно так и думал посол Грузии в США Темур Якобишвили, объяснявший Западу, что нагорно-карабахский конфликт – большая проблема в плане безопасности и регионального сотрудничества между странами Южного Кавказа. «Происходящие в Армении события напрямую связаны с Нагорным Карабахом. Урегулирование этого вопроса напрямую зависит от России, здесь размещена российская военная база, отношения с Азербайджаном не урегулированы. Таким образом, главный вопрос – урегулирование нагорно-карабахского конфликта, потому что в условиях наличия подобных раздражающих вопросов ты вынужден откладывать в сторону преодоление других проблем», — дает объяснение посол своему расстроенному душевному состоянию.
Какое удивительный прогресс! Оказывается, Абхазия и Южная Осетия уже не вызывают проблем на Кавказе, остался только Карабах. Выходит, грузины раз и навсегда смирились с потерей этих территорий и, вместо того, чтобы скорбеть об этом, сегодня объясняют нам, как можно потерять страну. Жаль только, что вступающая в эту авантюрную игру Грузия не учитывает также такую перспективу развития событий, в случае которой результат для нее будет гораздо болезненным. Ох каким болезненным….nationalidea