Почему Конституционный совет Франции отклонил закон о геноцидах?
В решении № 2012-647 DC от 28 февраля 2012 г. Конституционный совет Франции выразил свое мнение о соответствии Конституции закона о криминализации отрицания геноцидов, признанных законом. В Совет обратились против этого закона, в соответствии со статьей 61 Конституции, более 60 депутатов и более 60 сенаторов. Совет признал закон неконституционным.
Как сообщается в пресс-релизе Совета, Конституционный совет прежде всего напомнил о применяемых конституционных нормах. Во-первых, в соответствии со статьей 6 Декларации 1789 г., закон направлен на формулирование норм и, следовательно, должен иметь нормативное значение. С другой стороны, статья 11 Декларации 1789 г. установила принцип свободы коммуникации мыслей и мнений. Законодателю позволено устанавливать в качестве преступных деяний злоупотребления свободой выражения мнений и коммуникации, которые нарушают общественный порядок и права других лиц. Тем не менее посягательства на осуществление этой свободы, которая является необходимым условием демократии и одной из гарантий соблюдения других прав и свобод, должны быть необходимыми, целесообразными и соразмерными преследуемой цели.
При применении этих принципов законодательная мера, направленная на «признание» преступления геноцида, не может сама по себе получить нормативное значение, которое придается закону. Тем не менее в данном случае цель статьи 1 закона заключалась в наказании оспаривания или преуменьшения одного или нескольких преступлений геноцида, «признанных таковыми французским законодательством». Совет постановил, что, наказывая за отрицание существования и юридической квалификации преступлений, которые законодатель сам признал и квалифицировал как таковые, законодатель совершил неконституционное посягательство на осуществление свободы выражения мнений и коммуникации.
Таким образом, Конституционный совет признал неконституционным статью 1 закона и, следовательно, статью 2, которая неотделима от нее.
Конституционный совет таким образом не высказался в данном решении в отношении закона от 29 января 2001 г. о признании Геноцида армян. Этот закон не был передан ему, и тем более он не сделал оценки фактов. Также Совет не должен был судить закон от 13 июля 1990 г. о наказании всех расистских, антисемитских и ксенофобских актов, который не наказывает за отрицание преступлений, «признанных законом».