Лезгины в прицеле грузинской политики
Кавказ давно уже является лакомым куском, за который борются различные политические структуры различных стран. И порой методы, используемые в процессе этой борьбы, по сути своей становятся «аморально-абсурдными» — как в свое время Бальзак определял действия французского руководства. Сегодня на арене Северного Кавказа сталкиваются в борьбе за влияние два игрока – Россия и Грузия. Но, как минимум есть еще один, наблюдающий из-за кулисы, и подобно суфлеру, подсказывающий, что нужно делать грузинской стороне.
Это Соединенные штаты Америки.Так совсем недавно известный американский политолог Уильям Энгдаль сказал: «Демократы и республиканцы довольны Тбилиси. В частности они считают верным нынешний подход грузинских властей к северокавказским республикам. И это Северная Осетия, Дагестан, Ингушетия и остальные».В этой статье хочется провести небольшой анализ зарождающихся намерений Грузии каким-то образом вмешаться в сложный вопрос лезгинского народа. Народа, судьба которого особо не интересует ни Россию, ни Азербайджан – те страны, между которыми разрезаны по живому земли Лезгистана.
Творят, не знамо что
Вообще, Грузия имеет уже опыт участия в проблемах Кавказа, да и в проблемах Дагестана. Например, ранее Грузией был введен безвизовый режим для жителей северокавказских республик. Это действие существенно облегчает совершение Хаджа кавказскими мусульманами.Насколько известно, основная масса северокавказских паломников – дагестанцы, что говорит о некоторой направленности проведенной грузинской инициативы. Плюс в 2010 году была достаточно нашумевшая история с дидойцами – маленьким народом, населяющим Цунтинский район Дагестана на границе с Грузией.Речь идет о готовности Тбилиси выступить защитником дидойцев перед лицом Кремля. А причиной тому послужило, якобы, обращение одного представителя дидойской общественности к Михаилу Саакашвили взять дидойцев под свое покровительство. Под обращением, как утверждается, стояли тысячи подписей жителей Цунтинского района.Конечно, многие называли это очередной провакацией и «подделкой» — например, представители дагестанских властей. Но все же новость имела очень большой резонанс на Северном Кавказе. Были еще какие-то не очень значимые попытки Тбилиси вмешаться во внутренние дела Дагестана.
Лезгинский вектор
И вот добрались до, пожалуй, самого болезненного вопроса и обещающего политические выгоды Тбилиси в случае, если сумеет на нем обыграть Москву. Этот вопрос — положение разделенного лезгинского народа. По ситуации в сфере соблюдения культурных и гражданских прав лезгинского народа уже довольно часто высказываются грузинские эксперты и политики.«Мы видим в действиях азербайджанских властей попытки уничтожения этнической индивидуальности лезгинского народа…, — говорит грузинский журналист Давид Пурцеладзе, — Так же заметно отсутствие сострадания со стороны Москвы, к которой лезгины и аварцы в свое время обращались за помощью в разрешении вопроса произвола бакинских властей».Далее он начинает формулировать за лезгин желаемый для самого Тбилиси сценарий: «Но сегодня, наверняка, «леки» поменяли свои компаса на верно работающие». Налицо – недвусмысленный намек на то, что Грузия не прочь переориентировать лезгинскую общественность на себя и представить себя защитником интересов лезгин перед лицом Москвы и Баку.«Сегодня Грузия не может отвернуться от лезгинского народа. Им тяжело, и нам это известно, — так пытается обосновать необходимость участия Грузии в лезгинской проблеме историк Георгий Думбадзе, — История гласит, что наши народы скорее были братственными. Об этом «братстве» говорит в своей манере и грузинский политолог Гоча Гуниава. Стоит отметить также тот факт, что недавно в Грузии была проведена религиозная реформа, могущая привлечь внимание лезгин. Тбилиси принял постановление, по которому живущие в Грузии мусульмане перестают ориентироваться на Управление мусульман Кавказа, находящееся в Баку, во главе с шиитским лидером Аллах-Шукюром Паша-заде.Для мусульман Грузии (составляющих около 10% населения) было создано отдельное грузинское Управление мусульман. Для азербайджанских лезгин, являющихся суннитами, такой вывод Грузии из-под юрисдикции шиитского управления в Баку тоже делает эту страну более привлекательной, нежели сам Азербайджан.Может ход был и несколько символическим. Но, тем не менее, он обрадовал основную массу дагестанцев проживающих на территории Азербайджана. Теперь их единоверцы, могущие без виз посещать Грузию, не будут вынужденными считаться с шиитским духовенством Азербайджана. Так же это внесло некоторое ухудшение в грузино-азербайджанские отношения, что освещали СМИ.Российская сторона, как было отмечено выше, все действия Грузии на Кавказе называет провокационными. Например, последние действия Грузии на дагестанском направлении были так прокомментированы пресс-секретарем президента Дагестана Расулом Хайбуллаевым: «Это чистой воды провокация».
Все о том же
Уже написано тысячи статей о том, что основа лезгинской проблемы коренится не в Тбилиси, Вашингтоне, Тель-Авиве, и даже не в Баку. Решение этого серьезного вопроса находится в руках Кремля. Когда-то отданные Москвой Азербайджану земли лезгин сегодня всем невероятным комплексом нерешенных проблем показывают огромную ошибочность того решения.Именно поэтому все эти несправедливости в отношении лезгинского народа постоянно толкают горячую лезгинскую молодежь то в объятия политических сил, желающих независимости от Азербайджана, то в объятия религиозных радикалов, то в объятия режимов, играющих на Кавказе собственные партии.Смеем надеяться, что лезгины разглядят за устремлениями Тбилиси чужие для Кавказа интересы. Но хотим надеяться и на то, что претензии Тбилиси на решение лезгинсого вопроса подтолкнуть Кремль к снятию остроты лезгинской проблемы. Осталось только развернуть головы российских чиновников в нужном направлении и открыть их глаза на проблему, которую уже давно заметили в Тбилиси.
antituran.ru