Агдамская трагедия: 20 лет спустя
Демоцид — формы массовых убийств, осуществляемых правительством и обычно направленных против невооруженного гражданского населения.
На предстоящей 23-24 февраля сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ делегация Азербайджана, как сообщили бакинские СМИ, собирается «поднять вопросы Ходжалу, Карабаха и решения Сената Франции». Отметим, что зимняя сессия этой структуры – лишь одна из многочисленных трибун, которые Азербайджан собирается использовать в массированной пропагандистской кампании по случаю 20-летия событий при Агдаме.
То, что произошло в ночь на 26 февраля 1992 года, когда в окрестностях Агдама погибли мирные жители поселка Ходжалу, по сей день не стало предметом всестороннего и объективного расследования. Ведущаяся с первого же дня оголтелая пропагандистская кампания призвана убедить мир в совершении армянами «ходжалинского геноцида», игнорируя при этом многочисленные свидетельства прежде всего азербайджанских источников, а также независимых наблюдателей, ставящие под очень серьезные сомнения официальную версию Баку. Навязывая мировому сообществу искаженную интерпретацию событий 20-летней давности, азербайджанская сторона при этом категорически сопротивляется какому-либо объективному и профессиональному расследованию трагедии. По сей день не опубликованы материалы и выводы созданной в 1992 году специальной парламентской комиссии, деятельность которой была досрочно прекращена. В азербайджанском парламенте ни разу не было проведено слушаний по агдамским событиям, как, впрочем, и в турецком, где ежегодно обещают организовать обсуждения и вынести оценку, однако очевидно избегают этого, опасаясь неизбежных в ходе даже искусно срежиссированных дебатов «неудобных» вопросов. 20 лет власти Азербайджана стремятся, с одной стороны, скрыть истину, с другой — использовать гибель мирных людей в качестве пропагандистского «бренда» как внутри страны, так и за ее пределами исключительно в политических целях.
Отметим прежде всего, что следует строго разграничить военную операцию по взятию Ходжалу, проведенную Силами самообороны Арцаха с целью прорыва блокады Степанакерта, и то, что произошло уже после завершения операции за пределами Ходжалу – в 2-3 километрах от Агдама. Трезвоня на весь мир о «жестокости армян», Азербайджан при этом тщательно замалчивает человеконенавистническую политику, проводившуюся бакинскими властями в Нагорном Карабахе и приведшую к необходимости прорыва блокады как единственного выхода из катастрофической ситуации, в которой стоял вопрос чисто физического выживания жителей Степанакерта и скопившихся здесь к тому времени десятков тысяч беженцев.
К февралю 1992 года усилиями азербайджанских властей Нагорно-Карабахская Республика оказалась в абсолютной транcпортной блокаде. Отсутствовали топливо, электричество, вода, продовольствие, с ноября 1991г. Степанакерт и близлежащие населенные пункты подвергались ежедневному массированному обстрелу с использованием артиллерии, установок «Алазань» и «Кристалл», а также запрещенных для применения против населенных пунктов реактивных установок залпового огня БМ-21 «Град». Видеокадры степанакертской зимы 1991-1992гг. один к одному напоминают блокадный Ленинград. Об этом писала и российская журналистка Анжелика Чечина: «21-25 января была в Степанакерте. В городе по-прежнему нет ни электричества, ни воды. Вода достается с таким трудом, что стыдно пить чай. Талоны на продукты отоваривать нечем. В городе уже есть случаи опухания от голода… Степанакерт напоминает кинохронику блокадного Ленинграда». Однако азербайджанские власти, на весь мир голосящие об «армянском фашизме», естественно, предпочитают молчать и об этом.
Единственным способом спасения обреченного на физическое уничтожение гражданского населения Арцаха была разблокировка аэропорта города Ходжалу, который к тому же был одной из шести основных огневых точек, откуда велся обстрел Степанакерта. О том, что операция была проведена с соблюдением всех норм международного гуманитарного права и с предоставлением безопасного коридора для выхода мирных жителей, существует множество свидетельств самих азербайджанцев, которые мы не приводим в силу ограниченности газетной площади. Отметим лишь, что большинство мирных жителей, как писал и журналист Э. Фатуллаев, спаслись именно благодаря этому коридору. В то же время невозможно умолчать о том, что эвакуация мирного населения не была организована несмотря на то, что о готовящемся штурме было хорошо известно властям и самого городка, и бакинским. Об этом свидетельствует и председатель парламентской комиссии по расследованию событий в Ходжалу Рамиз Фаталлиев, который в интервью радио «Азадлыг» в сентябре 2009 года рассказал о состоявшемся в Баку 22 февраля 1992г. совещании Совета нацбезопасности: «Во время совещания было принято решение не выводить людей из Ходжалы. Считалось, что если мы эвакуируем население, то этим самым пригласим армян занять поселок. (…) Даже члены совбеза знали, что армяне не могут совершить действия подобные геноциду».
Согласно докладу Правозащитного общества «Мемориал», в самом Ходжалу было обнаружено не более 200-300 мирных жителей, которые после окончания операции были перевезены в Степанакерт и обеспечены продовольствием и медикаментами, несмотря на острую нехватку продовольствия в блокадном городе. Забегая вперед, отметим, что впоследствии, как сообщает тот же «Мемориал», эти люди, а также несколько сотен других ходжалинцев – в целом около 700 человек – были без каких-либо условий переданы азербайджанской стороне. Азерпроп старательно обходит тот ключевой факт, что тела большинства убитых были найдены в 10-12 км от самого Ходжалу — в окрестностях Агдама, где, согласно многочисленным свидетельствам азербайджанской стороны, имелось достаточно сил и средств для помощи покинувшим город мирным жителям. Но именно здесь, в 700-800 метрах от Агдама, где их, казалось, ждало спасение, они попали под шквальный огонь и были убиты.
На сайте xocali.net каждый желающий может ознакомиться с фактами и свидетельствами, не оставляющими сомнений в том, что официальная версия Азербайджана носит агрессивно-пропагандистский характер и нацелена на пресечение любых попыток выявить и обнародовать истину о реальных обстоятельствах и виновниках трагедии. Но не только: азерпроп тщательно замалчивает то обстоятельство, что осквернение трупов, которое преподносится как доказательство «зверств армян», было совершено на территории, все это время остававшейся под контролем азербайджанцев. На кадрах, сделанных 29 февраля, никаких следов глумления над телами погибших нет, но уже на съемках от 2 марта некоторые трупы скальпированы или изувечены, положение тел изменено. Кто мог проделать такое, если обе съемки проводились азербайджанским оператором в присутствии (это хорошо видно на кадрах) многочисленных азербайджанцев как в военной форме, так и в штатском – один из ключевых вопросов, 20 лет остающихся без ответа.
Между тем циничное игнорирование как свидетельств азербайджанских источников, так и независимых наблюдателей и объективных факторов не оставляет сомнений в том, что в Ходжалу имел место демоцид – убийство своих же соотечественников. Кто и почему направил часть отходивших людей в сторону контролировавшегося армянскими силами села Нахиджеваник, кто ввел их в заблуждение, сообщив, что село отбито «у армянских боевиков», кто открыл по людям огонь, а через несколько дней осквернил трупы с целью продемонстрировать миру «варварство армян» – эти вопросы также остаются открытыми и ждут расследования. В интересы азербайджанской стороны такое расследование очевидно не входит, ибо способно положить конец усиленно раздуваемому мифу о «ходжалинском геноциде». А вот армянская сторона может и должна потребовать полного и всестороннего расследования обстоятельств совершенного при Агдаме преступления. Причем касается это не только двух армянских государств, но и армянских общин и организаций в тех странах, в которых посредством лжи и фальсификаций ведется целенаправленная пропаганда ксенофобии и дискредитируется армянский народ.
Более того, использование трагедии мирных жителей, умышленное сокрытие и подтасовка фактов, как и недопущение объективного правового расследования с целью установления истины для официального Баку стали обычной практикой. Так поступают власти этой страны и в наши дни, упорно отметая всякие поползновения посредников на расследование трагических инцидентов в приграничной зоне, связанных, в частности, с гибелью подростков. И 20 лет назад, и сегодня азербайджанские власти не заинтересованы в раскрытии истинных обстоятельств происшедшего и наказании виновных. Их интересует только и исключительно пропагандистская шумиха и дискредитация армян как внутри Азербайджана, так и на внешней арене.
Именно поэтому армянская сторона в первую очередь должна быть заинтересована в обращении в международные правовые инстанции с требованием установления истины и прекращения спекуляций трагедиями людей. Причем вопрос касается не только агдамских событий — беспрецедентные фальсификации, на которые идет Баку в стремлении любыми путями оболгать и опорочить армянский народ, требуют адекватных действий и расследования всех преступлений, совершенных Азербайджаном в период 1988-1992 гг. Преступлений, подпадающих под определение как геноцида, так и демоцида.
Марина ГРИГОРЯН
Голос Армении