Вторая пощечина
В свете наиболее громкого события прошедшей недели – принятия Сенатом Франции законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян — как-то в тени осталась зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. Между тем в Страсбурге имели место достаточно любопытные развития, связанные в первую очередь с окончанием срока председательства турка Мевлюта Чавушоглу. Смена председателя ПАСЕ получилась весьма символичной: турка заменил француз Жан-Клод Миньон, причем именно в тот день, когда в Париже состоялось историческое голосование Сената.
Совпадение, безусловно, случайное – о том, что именно представитель Франции станет следующим главой ПАСЕ, стало известно еще в ходе осенней сессии, в начале октября, когда «армянский» законопроект еще не был даже представлен в Национальное собрание этой страны. Однако ряд заявлений, сделанных Жаном-Клодом Миньоном на первой же после вступления в должность пресс-конференции, говорит о том, что это совпадение действительно ознаменовало конец того позорного протурецкого крена, который был очевиден в деятельности парламентской структуры Совета Европы в последние 2 года. Более того, обсуждение в Париже в первый день председательства Миньона позволило акцентировать Армянский вопрос и в Страсбурге: на пресс-конференции 23 января французский депутат заявил о том, что Турция должна признать Геноцид армян.
Дальше пошли еще более интересные развития, связанные уже непосредственно с деятельностью ПАСЕ, в частности, пресловутого подкомитета по Нагорному Карабаху, к реанимации которого Чавушоглу приложил столько бесплодных усилий. «Я никогда не верил в то, что этот комитет сможет проводить деятельность и добьется каких-то результатов. Считаю, что мы должны помочь Минской группе ОБСЕ, занимающейся урегулированием нагорно-карабахского конфликта. Существование и деятельность Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция, достойны одобрения», — огорошил Миньон азербайджанского журналиста, задавшего ему вопрос о деятельности подкомитета.
Не удовлетворившись полностью этим ответом, бакинское агентство trend провело «эксклюзивное» интервью с главой ПАСЕ уже в последний день сессии – по итогам обсуждения вопроса на заседании бюро ассамблеи. Ответ Миньона и на сей раз сильно разочаровал азербайджанцев: «Было принято решение о том, что деятельность подкомитета по Нагорному Карабаху будет восстановлена не скоро. Для того чтобы всесторонне обдумать этот вопрос, нам необходимо время. Мы должны вновь обсудить этот вопрос на заседании бюро, которое будет проведено в Париже 9 марта», — заявил руководитель ассамблеи, добавив, что восстановление и продолжение деятельности подкомитета по Нагорному Карабаху возможно, но «это не единственный вариант». «Другой вариант: мы не будем создавать вновь подкомитет по Нагорному Карабаху, и поиском пути решения нагорно-карабахского конфликта будет заниматься Минская группа ОБСЕ», — отметил Миньон, подчеркнув, что «намерен вплотную заняться нагорно-карабахским вопросом».
Таким образом, новый председатель ПАСЕ открытым текстом сказал, что не видит никакого смысла в возобновлении деятельности подкомитета. Тем самым фактически подтвердив, что идея Чавушоглу была изначально мертворожденной, тенденциозной и преследовала исключительно пропагандистские цели. Поиграть в азерпроп с трибуны ПАСЕ Баку и Анкаре не удалось и уже вряд ли удастся. С этой точки зрения заявления Жан-Клода Миньона стали второй, безусловно, не столь значимой, но ощутимой французской пощечиной турецкой политике за одну неделю. Но не только.
Как в начале сессии, так и по ее завершении новый председатель акцентировал свое особое внимание и намерение всерьез заняться карабахским вопросом. На фоне запальчивых заявлений Анкары о том, что, дескать, Франция не может продолжать председательствовать в Минской группе, такого рода высказывания главы ПАСЕ свидетельствуют, что Франция и Евросоюз в целом, наоборот, намерены активизировать свое посредничество в рамках Минской группы. Более того, подпись И. Алиева под совместным заявлением в Сочи именно 23 января подтверждает, что официальный Азербайджан согласен с нынешним составом сопредседательства МГ и не собирается ставить вопрос о замене Франции. И это, кстати, еще один посыл азербайджанского президента в адрес Анкары, и без того озабоченной подчеркнутым молчанием Алиева по поводу решения Сената.
Наконец, третий региональный аспект завершившейся зимней сессии. Столь радикальное изменение политики ассамблеи в вопросе подкомитета по Нагорному Карабаху дает основания надеяться на возвращение ПАСЕ к европейским ценностным ориентирам, поставленным под серьезное сомнение в период председательства Чавушоглу. Сказанное, естественно, не означает, что ассамблея вдруг в одночасье резко повернется в этом вопросе лицом к Арцаху, – переоценивать изменение тенденций европейской политики, конечно, не стоит. Но хотелось бы, чтобы европейские структуры извлекли урок из итогов двухлетней деятельности турецкого председателя ПАСЕ и впредь более ответственно подходили к вопросу о выборах представителей этой страны на ответственные посты в международных органах. Тем более что это исходит в первую очередь из интересов самой Европы.
Марина ГРИГОРЯН
Голос АРМЕНИИ