Кипр. 37 лет оккупации
Ранней весной 1918 года подразделения регулярной турецкой армии вторглись в Закавказье, что, в конце концов, обернулось рождением тюркского государства с украденным у Ирана названием «Азербайджан». Название нового в истории государства явственно указывало на планы Турции по продолжению экспансии в сторону тюркоязычных северных провинций Ирана. Однако аннексионистские планы Турции и Азербайджана встретили отчаянное сопротивление коренных народов региона, и, после вынужденного ухода Турции из Южного Кавказа, азербайджанская химера стала терпеть поражения на всех фронтах. В этих условиях Азербайджан, претворяя советы Анкары, обратился за помощью к большевистской России, пригласил ХI Красную Армию и провозгласил республику советской. В Анкаре и Баку резонно решили, что задача сохранения тюркской республики важнее существующего в нем строя. Понимали в тюркских столицах и то, что никакой строй, как и никакая империя, не являются вечными.
Поэтому, до наступления «лучших времен», основной задачей советского Азербайджана стало выдавливание из республики нетюркского элемента и создание прочной базы для дальнейшей экспансии тюрок в сторону Кавказа и Средней Азии. Одновременно Турция, исповедующая политику пантюркизма, выискивала возможности для создания новых тюркских форпостов. Такая возможность появилась в 1960 году, когда Великобритания предоставила независимость острову Кипр, примерно 18% населения которого составляли турки и 80% — греки. Используя этот фактор, а также спекулируя историей (в 1571 году Османская империя захватила Кипр и владела им до 1878 года), Турция, совместно с Греций и Великобританией, стала гарантом существования независимого Кипра.
Следует сказать, что годы правления Великобритании на Кипре ознаменовались борьбой киприотов за воссоединение – энозис – с Грецией. Первое крупное восстание имело место в 1931 году, тогда погибли несколько киприотов, а свыше двух тысяч – арестованы. Английское правление, жестоко подавив свободолюбивое движение греков-киприотов, а также массово обезоружив греков, одновременно объявило набор в так называемую «резервную полицию», состоящую исключительно из турок, тем самым положив начало вооруженным силам турок-киприотов. Тем не менее, во Второй Мировой войне греки-киприоты, в отличие от турок-киприотов, воевали на стороне Англии.
После окончания войны греки с новой силой заявили о своем праве на энозис. В 1950 году на Кипре прошел референдум, по итогам которого подавляющее большинство греков заявили о своем желании воссоединиться с Грецией, однако Лондон отказался признать результаты референдума. Напряжение между английской администрацией и населением Кипра нарастало, и в 1955 году вылилось в открытые столкновения. На Кипре зародилась организация «Союз борцов за освобождение нации» — ЭОКА. В ходе столкновений ЭОКА с британскими военными и администрацией погибло до 100 британских военнослужащих.
Несмотря на то, что ЭОКА не атаковала состоящую из турок-киприотов «резервную полицию», в сентябре 1955 года в Турции начались погромы греков. В Измире, Стамбуле, Анкаре и других населенных пунктах убивали греков, грабили и сжигали принадлежащие грекам дома и магазины. При поддержке турецкого правительства была образована фашистская организация «Волкан», якобы для борьбы с ЭОКА, а на самом деле занимающаяся исключительно грабежами и убийством греков как в Турции, так и на Кипре. В 1957 году Турция формирует на Кипре еще одну боевую организацию – ТМТ, целью которой является уничтожение отрядов ЭОКА и просто мирного греческого населения острова.
Несмотря на все сложности, ЭОКА удалось заставить англичан отказаться от оккупации Кипра. К концу 1959 года тридцатитысячный военный контингент Англии покинул Кипр, после чего состоялось провозглашение независимой Республики Кипр.
Тем не менее, процесс восстановления Республики Кипр проходил при непосредственном вмешательстве Лондона. Так, принятая под давлением Великобритании и Турции, Конституция Кипра 1960 установила некоторые этнические квоты для турок, квота которых в полиции и государственном аппарате была установлена в 30%, а в армии – 40%. Кроме того, должность обладающего правом вето по вопросам внешней политики вице-президента Кипра, была закреплена за турками. Турки обладали также правом вето при принятии законов о налогах. Таким образом, «конституционно» парализовав работу правительства Кипра, Лондон и Анкара заложили основы готовящегося разделения острова.
Конституционный кризис и распад правительства Кипра в 1963 году явились логичным следствием заложенных в конституции противоречий. Турки, взявшие курс на создание «собственного» государства, отказались от всех правительственных постов. Одновременно на Кипре начались столкновения между греками и турками. В 1964 году на остров были введены войска ООН, призванные прекратить межэтнические столкновения. Однако в 1967 году вновь были зафиксированы крупные столкновения между греками и турками. Как в 1964, так и в 1967 году Турция пыталась ввести свои войска на остров, однако этим планам помешали США, не желавшие военного противостояния между двумя членами НАТО – Грецией и Турцией.
В июле 1974 года на Кипре произошел кратковременный военный переворот: был смещен президент Макариос, а власть захватил один из руководителей ЭОКА Никос Сампсон. Данное обстоятельство не понравилось США и Великобритании, не желавшие объединения стратегически выгодно расположенного острова с Грецией. Этим воспользовалась Турция, которая немедленно – 20 июля – совершила агрессию против Кипра и ввела туда войска, оккупировав до 33% территории острова. Предлог бы «убедительный»: защита турок-киприотов и восстановление законной власти Макариоса.
Военная операция Турции носила кодовое название «Аттила» и имела продолжение в августе того же года. В результате, при полном бездействии войск ООН (кто бы сомневался?), Турция оккупировала 38% Кипра. Симптоматично, что Анкара «мотивировала» дальнейшее продвижение турецких войск в глубь острова тем, что турки составляют именно 38 процентов от общего количества населения острова, хотя статистические данные указывали, что количество турок-киприотов не превышает 18%.
Интересен также и тот факт, что восстановленный в своих правах — без помощи Турции! — президент архиепископ Макариос так и не был признан ни Турцией, ни турками-киприотами. Зачем, если вторжение уже состоялось, цинично объясняла свое двуличие Анкара. Впоследствии произошел «обмен» населением, и сегодня в «турецкой» части Кипра живут исключительно турки.
На оккупированном Турцией севере Кипра было провозглашено Турецкое Федеративное государство Северного Кипра, затем, после восьми лет безуспешных переговоров, Турецкая республика Северного Кипра. Считается, что ТРСК признана лишь Турцией, однако это не так. ТРСК признана также Абхазией и Нахиджеванской автономной республикой. Последнее обстоятельство весьма интересно для армянского читателя, ибо оно не могло произойти без согласия официального Баку. Добавим также, что в Баку официально функционирует представительство ТРСК. Интересен еще один факт.
В июне 2006 г. в Баку состоялась 33-й сессия министров иностранных дел Организации Исламская конференция (ОИК), на которой было одобрено предложение Турции о смене наименования «турко-кипрская мусульманская община» на «турко-кипрское государство». По результатам работы сессии была принята резолюция, отдельные пункты которой стоит процитировать.
ОИК
Подтверждает равные права двух общин на острове в качестве основного принципа кипрского урегулирования;
Выражает разочарование по поводу нежелания греко-кипрской стороны участвовать в процессе поиска путей урегулирования ситуации на острове;
Призывает международное сообщество оказать давление на греко-кипрскую сторону для активизации работы по выработке решения относительно урегулирования кипрской проблемы;
Призывает международное сообщество принять меры по снятию изоляции с Северного Кипра;
Призывает страны-члены ОИК проявить солидарность с турками-мусульманами, проживающими на Кипре, оказать им материальную и политическую поддержку для преодоления изоляции и развития связей во всех областях;
Приглашает страны-члены ОИК организовывать визиты делегаций бизнесменов на Северный Кипр для поиска путей организации прямого транспортного сообщения, развития проектов в туристической области и информационных технологиях, культурных связей, сотрудничества в сфере высшего образования;
Рекомендует членам ОИК организовать визиты высокопоставленных делегаций на Северный Кипр;
Вновь подтверждает свое намерение поддерживать турко-кипрскую общину до окончания процесса урегулирования ситуации на острове, обеспечивая доведение до мировой общественности хода решения проблемы.
Как можно легко заметить, все приведенные пункты резолюции, за которую голосовал Баку, нарушаются Азербайджаном по отношению к Республике Арцах.
Двуличие Баку в вопросе Кипра и Арцаха не должно удивлять. Азербайджан является первым в ХХ веке тюркским государством, созданным Турцией с помощью военной агрессии. Турецкая республика Северного Кипра – младший брат Азербайджана, столь же незаконнорожденный выродок из того же преступного чрева.
Выражая сочувствие братскому греческому народу по поводу преступной и скорбной даты – 20 июля – мы хотим напомнить, что и на Кипре, и в Южном Кавказе турки являются пришлым элементом. И если начало перекочевки турок на Южный Кавказ историки определяют между ХIV – ХVI веками нашей эры, то год, когда нога турка впервые вступила на Кипр, известен точно. Это 1570 год, еще одна трагическая дата в истории греческого народа.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Восканапат