В небе как на земле
В последнее время в Азербайджане происходят странные вещи. Всего несколько дней назад в озеро Масазыр неподалеку от Баку упал самолет. Самолет должен был совершить посадку в аэропорту Зарбата, однако оказался в воде. Потом азербайджанцы хранили об этом глубокое молчание. А злые языки сказали, что самолет был военным, поэтому надлежащие органы сочли должным не разглагольствовать по этому поводу.
Ну а вчера в военном аэропорту министерства обороны Азербайджана произошел другой несчастный случай. Готовящий к полету на летной площадке на территории поселка Тагын учебный самолет Су-25 Юрий Кулачков упал в турбину реактивного двигателя самолета и погиб. Примечательно, в частности, то, что Юрий Кулачков был гражданином Грузии и специально был командирован из своей страны в Азербайджан.
На первый взгляд эти два инцидента, похоже, имеют мало общего, за исключением того, что в обоих случаях речь идет о самолетах. Однако это только на первый взгляд. А в действительности эти инциденты раскрывают довольно-таки интересные пласты. Должно быть, и сегодня многие все еще помнят, что во время прошедшего несколько месяцев назад в Баку парада-демонстрации силы азербайджанцы, в том числе, подняли в воздух свои боевые самолеты, однако недолго спустя после их победного полета стало известно, что самолетами управляли иностранные пилоты, поскольку в стране есть острая нехватка квалифицированных кадров. И теперь, вспомнив это, сразу становится понятно, почему летающие устройства падают в озеро, и что делал грузин на азербайджанском военном объекте.
Военные эксперты не раз отмечали об излишней роскоши ВВС соседней страны и о том, что Баку зачастую тратит огромные средства в целях пиара. И сегодня эти утверждения находят свое косвенное подтверждение. Азербайджан, постоянно пользующийся услугами наемников, по сути так и не научился эксплуатировать собственные самолеты и, как во время военных действий, так и в мирных условиях нуждается в посторонней помощи. К сказанному можем добавить также муссируемую в свое время информацию о том, что, в частности, истребители МиГ-29 здесь эксплуатируют украинские специалисты и еврейские пилоты.
Вполне уместно напомнить также о том, что совсем недавно Россия пришла к согласию с Азербайджаном в вопросе продажи 24 ударных вертолетов типа МИ-35М. Большая часть вертолетов будет поставлена Азербайджану в 2012г. Сегодня проводятся окончательные испытания двух из них. Общая сумма заказа составляет $360 млн. Отметим также, что сегодня азербайджанская вертолетная эскадрилья состоит из 20 вертолетов типа МИ-24 «Хинд» советского производства, и новые могут значительно усилить азербайджанские ВВС.
Принято говорить, что, согласно правилам классической стратегии, чтобы добиться успеха, по своей военной технике и вооруженным силам нападающая сторона должна превосходить обороняющуюся по меньшей мере в три раза. Отложив в сторону нынешнее соотношение сухопутных сил, скажем, что в небе Азербайджан имеет значительное преимущество. Например, у Армении всего один МиГ-25, тогда как у Азербайджана – 32. Обе стороны имеют по полтора десятка самолетов Су-25. В последние годы Азербайджан закупил у Украины 14 единиц самолетов МиГ-29 (один из которых в дальнейшем потерпел крушение). Однако их превосходство в небе значительно нейтрализуется наличием довольно мощной системы противовоздушной обороны армянской стороны. И, тем не менее, сколь бы мы ни сравнивали количество, в итоге опять же придем к одному и тому же выводу: в любой войне важнейшую роль играет человеческий фактор. Т.е. победу может ожидать только тот, чья армия укомплектована квалифицированными специалистами и офицерским составом. В этом смысле Азербайджан уж точно пока не имеет никаких оснований гордиться или хвастаться. А пока соседи хромают в этом вопросе, их бредни о возможной войне обесцениваются ровно настолько, насколько их закупленная техника, которая пока не может подняться в небо, однако с большим успехом плавает в воде.
Национальная Идея