Армения требует у Турции восстановить и возвратить похищенное имущество, отнятые имения и оккупированные территории
Президент Армении Серж Саргсян в Марселе (Франция) выступил с важной речью, в которой он представил новую стратегию удовлетворения требований, предъявляемых Арменией к Турции. До сих пор правительство РА требовало только лишь признания Геноцида армян.
Впервые президент Армении заговорил о требовании справедливости. Дабы быть уверенным в том, что его посыл услышали и поняли, он повторил слово «справедливость» трижды в трех отдельных предложениях:
– «Каждый представитель армянского народа, где бы они ни был – в Армении, Арцахе или Диаспоре, требует справедливости».
«Мы были настолько сильны, что сумели пережить Великую Резню, и у нас не меньше сил, чтобы требовать справедливости». Президент использовал словосочетание «Геноцид армян» шесть раз в разных частях выступления.
– «Это было ликование не мести, а справедливости», – сказал президент Саргсян, описывая ликование армян Марселя в 1921 году, когда они услышали весть об оправдании судом Германии Согомона Тейлеряна, убившего Талаата.
Удивительно, но ни один политический комментатор ни в Армении, ни в Турции, ни в другой стране не обратил внимания на существенное изменение данного подхода президента Саргсяна. Для жертв Геноцида требовать справедливости означает не просто признание Геноцида. В данном контексте слово «справедливость» включает в себя компенсацию ущерба, требование восстановить и возвратить похищенное имущество, отнятые имения и оккупированные территории.
Предъявляя Турции всеобъемлющие требования, президент Саргсян выразил убежденность, что придет день, когда руководители Турции признают факт массовых преступлений, совершенных их предками. «Мы уверены, что Турция должна покаяться. Это – не предусловие, не стремление утолить жажду мести. Турция должна встретиться лицом к лицу со своей историей. Когда-нибудь руководство Турции найдет в себе силы и пересмотрит свои подходы в вопросе Геноцида армян. Наша позиция не изменилась, она у нас четкая. Мы готовы к нормальным отношениям с Турцией, как подобает соседним странам. Такими соседними странами были, например, Польша и Германия, канцлер которой – Вилли Брандт, осознавая преступление, совершенное его страной, опустился на колени в Варшавском гетто. Рано или поздно у Турции, считающей себя европейской страной, появится руководство, соответствующее европейской стране, которое преклонит голову в Цицернакаберде. Лучше, если это произойдет раньше, но это дело народа Турции. Мы им ничего не навязываем: они должны сделать это во имя турецкого народа, как Вилли Брандт сделал это во имя немцев».
Турецкий министр по делам ЕС Эгемен Багыш, вероятно, не поняв последствий требования Саргсяна о справедливости в перспективе, гневно ответил на слова президента РА. Багыш самоуверенно заявил: «Никто не может поставить турецкий народ на колени. Наоборот, турецкий народ хорошо знает, как ставить на колени тех, кто делает такие необдуманные заявления».
Я целиком на стороне президента Саргсяна в его новом подходе по предъявлению требований Турции. В своих статьях, выступлениях, интервью и отдельных встречах я неоднократно призывал руководителей Армении требовать от Турции справедливости, а не просто признания Геноцида армян. Одна из моих статей на эту тему – «Признание Геноцида и требование справедливости» – вышла в свет в прошлом году в «Газете международного и сравнительного права» юридического университета «Loyola» (Лос-Анджелес).
Желательно, чтобы Армения предъявила Турции свои требования с точки зрения справедливости, во избежание опасности предъявления официальных территориальных требований мощному и грозному соседу. Тем не менее, «требование справедливости» — шифровка всеобъемлющих требований армян к Турции. Даже руководители Турции, отрицающие Геноцид армян, не осмелятся оспорить общепринятое понятие «справедливость», которое закреплено на основе верховенства закона, особенно, международного права.
Хотя слова президента Саргсяна в Марселе достойны похвалы, посмотрим, как эта новая концепция по требованию справедливости в вопросе Геноцида армян воплотится в жизнь. Какие практические шаги предпримет правительство РА, в частности, министерство иностранных дел РА, чтобы потребовать от Турции справедливости? Поддержит ли Армения судебные иски армянских общин Диаспоры против Турции в американских и европейских судах, в которых содержится требование о возмещении потерь жертв Геноцида, или же Армения инициирует собственный судебный процесс против Турецкой Республики в Международном суде?
Арут Сасунян,
редактор газеты «Калифорнийский курьер»