Закон о криминализации отрицания Геноцида и Азербайджанская республика
«Геноцид армян – исторический факт. Его коллективное отрицание – это гораздо хуже, чем если бы его отрицал один человек. Турция является великой страной, и если она пересмотрит свою историю, подобно другим великим странам, это будет означать, что она уважает себя».
Николя Саркози
Итак, Национальная ассамблея Франции (нижняя палата французского парламента) одобрила закон, который предусматривает привлечение к уголовной ответственности за отрицание Геноцида армян 1894-1923 годов в Турции и Холокоста в гитлеровской Германии. Для того, чтобы это решение обрело статус Закона, еще должны быть пройдены необходимые процедурные препоны (принятие закона Сенатом, затем вновь Национальной ассамблеей и утверждение президентом страны), однако Закон о криминализации отрицания Геноцида «заработает» уже с 23 декабря.
Воздержимся от комментариев по необходимости и своевременности принятия данного закона: на это найдется немало охотников. Просто скажем, что решение Национальной ассамблеи Франции, исходя из моральных, исторических и современных предпосылок, было ожидаемым, и даже неизбежным. Не сегодня, так через год или два, но – обязательно. Больше того, смею утверждать, что для французского народа и Франции, одной из участниц Сан-Стефанского Мирного договора 1878 года и состоявшегося в том же году Берлинского конгресса, принятие закона о криминализации отрицания Геноцида является запоздалым признанием собственной (пусть и невольной) вины перед армянским народом.
Вместе с тем, очень важно понять все мужество этого шага. Как говорил один из выдающихся французов современности, Анри Саби: — «Да, Франция в то время напрямую не сотрудничала с преступным правительством Турции, но некоторые шаги правительства моей родины того времени невозможно квалифицировать иначе, как потакание преступнику». Сегодня Франция, действительно не сотрудничавшая с младотурками, нанесла свою долю бальзама на раны армянского народа, и было бы логично ожидать таких же мер от Германии, Австрии, Венгрии, России, США…
Реакция Турции на решение Национальной ассамблеи Франции от 22 декабря была ожидаемой и предсказуемой: Анкара отозвала своего посла из Франции, прервала с ней политические и экономические контакты, и, в этом можно не сомневаться, придумает еще не одну пакость. Дело юристов-международников и экономистов – разобраться в правовой обоснованности демарша Анкары и посчитать неминуемые экономические потери сторон. Хотя, надо сказать, что какую-то часть экономических потерь Франция имеет возможность возместить за счет штрафования на 45 тысяч евро наиболее зомбированных гастарбайтеров из Турции и Азербайджана.
Однако можно не сомневаться: Турция постепенно, без «лишнего» шума, восстановит отношения с Францией. Слишком уж мал и тесен этот мир, и слишком большое значение для него имеет политический вес и экономика Франции, чтобы Турция могла позволить себе долгое время ходить с надутыми губами. Это понимают и в Париже, и в Анкаре. Турция, не имеющая возможности отрубить руку Франции, непременно согласиться поцеловать ее и приложить ко лбу.
Во всей этой истории наиболее интересна позиция Азербайджана, в котором решением Национальной ассамблеи Франции возмущаются, пожалуй, даже больше, чем в Турции. В чем же тут загвоздка? Почему практически все политические деятели, политологи и журналисты Азербайджана слаженно осуждают это решение, и призывают принять по отношению к Франции ничуть не менее решительные меры, чем это готовится сделать Анкара? Ведь, казалось бы, Азербайджан тут совсем ни при чем, и лишь неизлечимо наивный может поверить в искренность украденного Гейдаром Алиевым у Сапармурата Туркменбаши лозунга: один народ, два государства.
Между тем, в Баку звериным чутьем понимают: закон Франции о криминализации отрицания Геноцида способен вызвать цепочку подобных решений в других странах мира, что, в свою очередь, похоронит все надежды Азербайджана на восстановление территориальной целостности советского Азербайджана.
В самом деле: Азербайджан сегодня переживает, пожалуй, самые трудные времена в своей недолгой истории. Возможно, даже более трудные, чем осенью 1993 – весной 1994 годов, когда растерянная и деморализованная азербайджанская аскерня в паническом ужасе бежала от наступающих частей Армии Обороны Республики Арцах. Тогда у Азербайджана был выход из ситуации: покаяться и вымолить мир, что и сделал Гейдар Алиев. Сегодня ситуация в Азербайджане совсем иная, так как возможность ее расчленения исходит изнутри.
В республике все явственнее ощущаются тектонические сдвиги, происходящие вследствие все более усиливающегося неприятия тюркского засилья коренными народами Азербайджана. Опубликованное во многих изданиях недавнее Обращение общественных организаций и лидеров коренных народов Азербайджана к проживающим в республике сородичам красноречиво указывает: отныне Баку не может надеяться на помощь автохтонных народов в возможной агрессии против Республики Арцах. Более того, и в Баку это понимают, лезгины, аварцы, рутульцы, талыши, цахуры и другие автохтонные народы Азербайджана больше не намерены мириться с ролью бесправного жителя на родной земле.
Воинственные заявления Азербайджана относительно возобновления агрессии против Арцаха имели смысл лишь до тех пор, пока Баку мог надеяться на военную помощь Турции и участие в войне представителей молодежи автохтонных народов республики. Сегодня Франция лишила его одного из союзников – Турции, ибо отныне прямое вмешательство этого государства в войну Азербайджана с Арцахом приведет к его полной изоляции, выводу из международных организаций и превращению в политического изгоя. Одновременно Азербайджан теряет военнослужащих из числа коренных народов, то есть главную, если не единственную, ударную силу своих вооруженных сил.
Без помощи Турции Азербайджан лишается возможности претворить еще одну свою «задумку»: уничтожать молодежь коренных народов республики руками армян, и наоборот. Более того, принятый Национальной ассамблеей Франции закон грозит остающемуся без деятельного союзника Азербайджану дефрагментацией, ибо аварцев, талышей, лезгин и так далее не может не воодушевить пример суверенной Республики Арцах.
Если попробовать подытожить вышеприведенное, то мы вправе констатировать, что Закон о криминализации отрицания Геноцида:
1. Временно испортит отношения между Парижем и Анкарой, однако способствует более свободному обсуждению в Турции проблемы Геноцида армян и, в конечном счете, большей демократизации этого государства.
2. Способствует установлению прочного мира в регионе Южного Кавказа, возможной федерализации Азербайджана, и, как следствие, свободе коренных народов Азербайджана.
Таким образом, законодательная инициатива Национальной ассамблеи Франции может иметь гораздо более широкий гуманитарный эффект, чем это задумывалось изначально.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
voskanapat.info