ИМЕЮЩИЙ УШИ ДА УСЛЫШИТ
28-29 ноября в Ереване состоится заседание президиума Межрелигиозного совета СНГ. Напомним, что в апреле прошлого года оно проходило в Баку и в этом мероприятии принимал участие также Католикос Всех Армян Гарегин II.
Учрежденный в марте 2004 года Межрелигиозный совет СНГ является общественной организацией, созданной традиционными религиозными объединениями Содружества. Тогдашний председатель Синодального отдела внешних церковных связей и постоянный член Священного Синода РПЦ митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (с 2009 года — Патриарх Московский и всея Руси) специально подчеркнул, что члены Межрелигиозного совета планируют координировать совместные усилия традиционных религиозных организаций Содружества для борьбы с терроризмом, укрепления межэтнических отношений и достижения согласия в обществах.
ЧЛЕНАМИ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО СОВЕТА СТАЛИ (В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ) Армянская Апостольская Церковь, Буддийская традиционная сангха России, Грузинская Православная Церковь, Духовное управление мусульман Республики Казахстан, Духовное управление мусульман Республики Кыргызстан, Духовное управление мусульман Республики Таджикистан, Духовное управление мусульман Республики Узбекистан, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Русская Православная Церковь, Совет муфтиев России, Управление мусульман Кавказа, Федерация еврейских общин СНГ, Центральное духовное управление мусульман России.
Тогда же сформировался состав президиума Межрелигиозного совета СНГ, причем было принято решение о том, что президиум будет иметь четырех сопредседателей – двух сменяющихся и двух постоянных (почетных). Последними стали патриарх Московский и всея Руси (сегодня Алексий II) и глава Духовного управления мусульман Кавказа шейх уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде.
А теперь по существу вопроса. Армяно-азербайджанские отношения – эта та сфера, которая помимо всего прочего отражается неким экзаменом на зрелость, честность, принципиальность и последовательность целого ряда международных структур, позиционирующих себя в качестве поборников мира и справедливости. И не в последнюю очередь это относится к Межрелигиозному совету СНГ. Мы, естественно, очень далеки от мысли вовлекать того или иного участника этой организации в сферу армяно-азербайджанских отношений, однако (с учетом именно духовной составляющей структуры) не можем не обратить внимания последних на один-единственный вопрос: насколько соответствует деятельность Аллахшукюра Пашазаде провозглашенным организацией принципам и насколько он уместен в роли постоянного (почетного) сопредседателя Межрелигиозного совета СНГ?
ИНЫМИ СЛОВАМИ, СПОСОБНА ЛИ ЭТА ОРГАНИЗАЦИЯ ДАТЬ ОЦЕНКУ (к примеру) следующему заявлению Пашазаде, озвученному им в 2006 году, то есть уже на втором году существования Межрелигиозного совета СНГ: «Я готов объявить армянам джихад для освобождения оккупированных территорий Азербайджана». Насколько способна, насколько состоятельна эта организация дать оценку (например) следующему заявлению Пашазаде, публично озвученному им в 2007 году, то есть на третьем году существования Межрелигиозного совета: «Нагорный Карабах – это наша земля, и мы туда вернемся. Мы обязательно вернемся на наши земли, оккупированные территории должны быть освобождены мирным или военным путем» (13.09. 2007, «Новости-Азербайджан»)? Насколько состоятельна эта организация дать оценку следующему заявлению Пашазаде, озвученному им в 2008 году, то есть на четвертом году существования Межрелигиозного совета: «Ложь и предательство в крови у армян. Они сидели за нашим столом и ели наш хлеб, а выйдя на улицу, говорили против нас» (22.07. 2008, day.az)?
Как сочетаются подобные заявления с провозглашенной этой организацией главной миссией и насколько они гармонируют с религиозными ценностями и проповедями вообще? Вопрос, согласимся, очень простой: или нужно громко заявить, что такого рода (а мы процитировали лишь некоторые) публичные заявления полностью соответствуют духу и миссии Межрелигиозного совета, полностью вписываются в контекст религиозных и общечеловеческих ценностей, либо – что с подобными заявлениями и призывами выступать нельзя, так как они противоречат базовым устоям организации и основам религии. Вот собственно и все.
Проблема, однако, в том, что у Межрелигиозного совета СНГ отсутствует на сей счет всякая позиция, что он не только не комментирует, но даже не слышит все эти воззвания. Соответственно речь идет об организации, которая подобные радикальные заявления воспринимает в порядке вещей (по крайней мере она не предоставляет нам возможности думать иначе). Парадоксально, но целый Межрелигиозный совет не может позволить себе даже то, на что решился один-единственный имам соборной мечети Джума Гаджи Ильгар Ибрагимоглу, так прокомментировавший заявление Пашазаде о том, что «ложь и предательство в крови у армян»: «Никакие причины и аргументы не могут и не должны приводить к подобного рода ксенофобским заявлениям со стороны человека, исполняющего миссию духовного лица, и тем более последователя исламской веры». Спрашивается в таком случае, а нужен ли такой Межрелигиозный совет СНГ?
В апреле прошлого года, когда заседание данной организации проходило в Баку, тот же Аллахшукюр Пашазаде передал в прессу провокационное сообщение о том, что якобы по его совету посетивший Азербайджан Католикос Всех Армян Гарегин II ночью тайно посетил «аллею шехидов» и был потрясен «увиденной картиной». Позже ему пришлось назвать это «недоразумением», но провокационная утка уже была успешно пущена и растиражирована информационными средствами. Спрашивается, это тоже в порядке вещей или, может быть, таков принцип деятельности Межрелигиозного совета СНГ?
С УЧЕТОМ СКАЗАННОГО ЕДВА ЛИ НЕ ПРОВОКАЦИОННЫМ ВОСПРИНИМАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ (июньское) заявление представителей Русской Православной Церкви: «Если визит Аллахшукюра Пашазаде в Ереван состоится без провокаций, то можно будет говорить о начале нового этапа в урегулировании региональных конфликтов». О какой провокации в Армении говорят представители РПЦ, если именно Пашазаде известен как разжигатель армяноненавистнических настроений и первый провокатор?
Да, армянские беженцы из Азербайджана выступают против приезда в Ереван Аллахшукюра Пашазаде, ибо, как заявил председатель Ассамблеи азербайджанских армян Григорий Айвазян, «для азербайджанских армян неприемлем визит Пашазаде по той простой причине, что он провокатор и был одним из организаторов армянских погромов в Баку в январе 1990 года». Не эту ли естественную реакцию называют сегодня «провокационным риском»? Между тем месяцем ранее сам предводитель мусульман Кавказа и Азербайджана заявил, что не боится армян и собирается высказать в столице Армении «все нужные слова».
Кстати, не далее как 21 ноября Пашазаде принял участие в торжественной церемонии, посвященной 65-летию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от имени мусульман Азербайджана и Кавказа наградил патриарха Кирилла «Орденом шейхульислама». Несколькими же днями ранее он подписал с турецким министром по делам религии Мехметом Гермезом совместную декларацию, в которой (по сообщениям прессы) отмечается необходимость продолжения совместной работы в деле обеспечения должного решения карабахской проблемы и особо подчеркивается единая азербайджано-турецкая позиция относительно путей «справедливого урегулирования конфликта».
Арис КАЗИНЯН
ГОЛОС АРМЕНИИ