Звено «элитарной» цепочки, или «Пир во время чумы»
Вчера в центре внимания был Абовян, где Гагик Царукян открывал церковь и собрал всех-всех. И если в первой половине дня основное внимание было приковано к Царукяну и его гостям, особенно после заявления лидера ППА об их не оппозиционности, то во второй половине дня уже внимание всех было приковано к распространенному видеоматериалу, в котором было видно, как собравшийся на открытие церкви народ почти что атакует накрытые столы после того, как Царукян ушел, отведав свое же угощение и выпив глоток вина.
Ситуация очень напоминала эпизод из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором король отведал яств и ушел, а свита набросилась на столы. Картина и впрямь неприятная – и в фильме, и в Абовяне. В Абовяне страшнее, т.к. это не образное представление исторической абсолютистской Франции, а изображение реалий современной Армении. Нет сомнений, что здесь, конечно, вопрос не только в социальном положении общества. Проблема больше находится в сфере психологии, сознания.
Что и говорить, значительная часть собравшихся в Абовяне, возможно, социально необеспеченные, бедные люди. Однако нет никаких гарантий, что то же самое не сделали бы социально обеспеченные, оказавшись в нескольких метрах от халявного стола. Нужно признать, что тут имеем дело с культурным пороком, который есть почти у всех – обеспеченный ли, необеспеченный. Просто проявляется это по-разному.
Например, это та же ситуация, когда олигарх или должностное лицо, имея очень многое, все равно продолжает накапливать за счет государства, не перестает грабить государство. Ведь он уже обеспечен, но продолжает халявный грабеж. В данном случае государство является неким «накрытым столом», на который набросилась армия обеспеченных, оставив необеспеченным столы, накрытые у церкви.
Это психологическое состояние, изменение которого должно пройти сначала через сознание, потом через желудок. Однако нет той «элиты», которая должна передать обществу иные ценности жития и поведения, нет той «элиты», которая должна сформировать в жизни Армении те каноны и правила общежития, которые изменят общество, изменят общественную психологию, которые превратят общество, руководствующееся инстинктами, в сообщество живущих своим сознанием граждан.
Наоборот, нынешняя «элита» всеми своими действиями усугубляет в обществе именно нынешнее психологическое состояние и культуру, или, как метко охарактеризовали разные интеллигентные люди, усиливают инстинкты, создают такие условия жизни, в которых инстинкты проявляются самопроизвольно, а сознание мешает.
Произошедшее в Абовяне было очередным звеном этой «элитарной» цепочки.
Фото – пользователя Фейсбука Рузанны Степанян. 1in.am