Саргсян, Путин и Анкваб обсудят железную дорогу?
Сегодня в Москве состоится встреча Сержа Саргсяна и Владимира Путина. Примечательно, что сегодня же в Москву прибывает президент Абхазии Анкваб, и не исключается, что состоится трехсторонняя встреча.
На встрече, естественно, будет обсуждаться вопрос открытия Абхахской железной дороги. Это очень выгодный и армянской, и российской, и абхазской стороне проект. Грузинское правительство тоже не против этого проекта, более того, именно из уст министра по реинтеграции Пааты Закареишвили прозвучало предложение об открытии железной дороги.
Понятно, что загвоздка в этом вопросе кроется в определении статуса Абхазии в проектных документах. Россия и Абхазия, естественно, будут настаивать на независимом статусе Абхазии, Грузия попытается провести иную формулировку. Армения, которая не признала независимость Абхазии, тоже, скорее всего, выступает за нейтральную формулировку.
Скорее всего, эта загвоздка будет преодолена, и стороны найдут приемлемую для всех формулировку. И не исключается, что после встречи президентов будет заявлено о начале реализации проекта.
Открытие абхазской железной дороги может привести не только к экономическим выгодам для всех сторон. Это может стать хорошим политическим прецедентом. Во-первых, прецедентом для Карабаха — в смысле сотрудничества конфликтующих сторон – Грузии и Абхазии. Во-вторых, прецедентом для Армении и Азербайджаан — в смысле восстановления связей между воевавшими сторонами – Россией и Грузией.
В-третьих, это может стать прецедентом изменения колониальной политики России, которая до сих пор реализовывала имперские амбиции, без оглядки на суверенное достоинство бывших колоний. Но на этом пути она столкнулась с жестоким сопротивлением, и, видимо, российское руководство решило изменить подходы и добавить уважения в свою политику.
Вероятно, в ходе трехсторонней встречи будет обсуждаться и вопрос признания объявивших независимость республик. В частности, Россия может предложить Армении признать Абхазию, в обмен на косвенное или даже прямое признание Карабаха. Такое признание возможно, если Россия возьмет на себя обеспечение безопасности степанакертского аэропорта.
«ЛРАГИР»