Теодорус, о котором мало кто знает
Как новый глава Коптской церкви будет действовать в исламистском Египте?
Прозрачность на всех уровнях никогда не была сильной стороной современного Египта. Важные переходные события, такие как отставка Хосни Мубарака или августовская победа президента Мухаммеда Мурси над своим соперником — министром обороны и членом военной хунты, обычно происходят за закрытыми дверями. А общество знакомится с новым боссом через невнятное коммюнике.
На этом фоне руководство египетской Коптской церкви получает высокую оценку за поистине прозрачный процесс избрания своего патриарха — прозрачный буквально и физически. В воскресенье утром, после длительного и особо пышного богослужения, на листках бумаги были записаны имена троих оставшихся кандидатов. Каждый листок свернули и положили в шар из прозрачного стекла. Затем мальчик с завязанными глазами выбрал один из трех шаров, лежавших в чаше. В результате выборов на манер лотереи новым главой церкви стал непритязательный сельский епископ по имени Теодорус. Каждый шаг этой процедуры проходил в открытую перед толпой прихожан в храме, а по телевидению велась трансляция.
Однако египтяне любят заговоры, и, несмотря на столь необычные меры, видеозаписи церемонии разошлись по всей стране. Изучали эти записи с не меньшим вниманием, чем фильм Запрудера об убийстве Кеннеди, и, естественно, появились намеки на то, что в процессе избрания были какие-то подтасовки. Тем не менее руководство одной из крупнейших на Ближнем Востоке христианских общин было возложено на епископа Теодоруса, который до перехода в духовенство работал фармацевтом, а потом много лет служил в провинции Бухейра, что в дельте Нила. Теодорусу, которому исполнилось 60 лет, предстоит сложнейшая задача — пойти по стопам ставшего иконой патриарха Шенуды III, правившего церковью более 40 лет, вплоть до своей смерти в марте этого года.
Наследие Шенуда оставил после себя двоякое. Он сделал практически невозможным развод коптских женатых пар в лоне церкви. Он также принял стратегическое решение сделать церковь союзницей правительства Мубарака, дабы обеспечить безопасность своей общине. Такая позиция часто ставила Шенуду в весьма неловкое положение, заставляя его неоднократно делать публичные заявления в поддержку Мубарака, в том числе во время революции 2011 года, которая покончила с его правлением. При Шенуде Коптская церковь заключила с властью традиционную для всего Ближнего Востока сделку, когда религиозное или этническое меньшинство встает на сторону авторитарного правителя, получая, таким образом, защиту от мусульманского большинства.
Но в Египте и других местах такого рода сделки устарели. Светских диктаторов, подобных Мубараку, сместили, и теперь христианским общинам надо самим заботиться о себе. Для этого им зачастую приходится взаимодействовать с избранными исламистскими властями. В сегодняшних условиях, когда президентский дворец занял брат-мусульманин со стажем Мурси и когда совет под руководством исламистов составляет новую Конституцию, одной из первых задач Теодоруса станет перестройка отношений между церковью и государством.
Политизированное поколение молодых коптов давно уже не ждет от церкви политической смелости и лидерства. Оно считает, что Шенуда проводил излишне соглашательскую политику, изо всех сил стараясь остаться на стороне правительства Мубарака, чего бы это ему ни стоило.
Теодорус может удивить молодежь. Сначала в своих публичных выступлениях он делал вполне безобидные заявления. После избрания в разговоре с журналистами рассказал, что прежде всего хочет сосредоточиться на внутрицерковных проблемах, или, по его словам, «на организации дома изнутри». Но, хотя египтяне ожидали, что Теодорус отделит церковь от политики, он быстро развеял такие ожидания, незамедлительно и напрямую ввязавшись в дебаты по египетской Конституции. Давая интервью, новый патриарх резко предупредил о том, что проект Конституции, слишком сильно тяготеющий к исламскому закону, натолкнется на мощное и публичное сопротивление. «Конституция для всех нас, чтобы мы жили вместе, жили общей жизнью, нуждались друг в друге. Эта Конституция должна сблизить и объединить нас, — сказал он, выступая на популярном спутниковом канале ONTV. — Любые дополнения и намеки на религиозность Конституции будут неприемлемы, причем не только для коптов, но и для многих других секторов нашего общества».
Сравнительная неизвестность Теодоруса породила массу вопросов по поводу его курса и политических взглядов. «Люди очень мало знают об этом человеке, — сказал голландский социолог Кеес Халсман, 30 лет изучающий историю, традиции и деятельность Коптской церкви. — О нем за пределами Бухейры почти никто ничего не знает». Специалисты считают, что именно такая малоизвестность патриарха нужна была старейшинам Коптской церкви. Однако то, что его окончательное избрание было бесспорно прозрачным, хотя и случайным, отнюдь не означает, что данный процесс не был политизирован. При избрании коптского патриарха политика закрытых дверей бывает очень форсированной и активной.
Первоначальный список из 17 кандидатов сократил до пяти имен непрозрачный Комитет церковных старейшин. Как считают аналитики, этот первоначальный отбор показывает, что церковь после многолетнего правления Шенуды намеренно постаралась повлиять на процедуру выбора, пропустив в дальнейшие туры отбора лишь самых малоизвестных и не вызывающих никаких споров и противоречий кандидатов.
«Был вполне определенный тип человека, который нужен этим людям, — сказал Халсман о пятерых вышедших в полуфинал кандидатах. — Все они — люди малоизвестные, не делавшие никаких резких заявлений по важным вопросам». Одной из жертв отсева мог стать епископ Бишой — известный и прямой человек, которого долгие годы считали сильным кандидатом на замену Шенуде. Он и другие наиболее известные духовные лица в следующий круг не прошли. Пятерку оставшихся кандидатов сократили до трех человек в прошлом месяце в ходе публичного голосования, в котором приняли участие 2000 представителей церкви и мирян. Финалом отбора стала воскресная церемония.
Согласно приблизительным оценкам, копты составляют 10% 84-миллионного населения Египта, а египетская Коптская церковь появилась задолго до возникновения ислама. Ее первым патриархом считается святой Марк. Теодорус стал 118-м главой этой церкви. Ему в наследство досталось руководство встревоженной паствой, которая боялась насилия и притеснений еще до начала революции, а сейчас страшится этого по-настоящему.
Ашраф ХАЛИЛЬ
Time, США
Голос АРМЕНИИ