Потери для Азербайджана будут куда больше, чем выгоды от наглядной демонстрации собственного «суверенитета»
Если азербайджанцы действительно собьют гражданский авиалайнер при совершении рейса в Степанакерт, скандал будет грандиозный, всемирного масштаба. Потери для Азербайджана будут куда больше, чем выгоды от наглядной демонстрации собственного «суверенитета». Об этом заявил в интервью Analitika.at.ua эксперт, президент научного общества кавказоведов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО Российской академии наук Александр Крылов.
По его словам, аэропорт в Степанакерте давно готов к приему самолетов, тут нет никаких проблем в техническом плане, но самолеты по-прежнему не летают, и причина очевидна: все упирается в политический фактор.
«Громкий скандал с Рамилем Сафаровым добавил напряженности в отношениях между Азербайджаном и Арменией, и еще больше обострил ситуацию в зоне карабахского конфликта. В напряженной обстановке тема начала регулярных авиарейсов в Степанакерт превращается в важную составляющую внутриполитической жизни Армении и Азербайджана. Официальный Баку заявляет о своей готовности всеми возможными средствами не допустить таких рейсов, и о своем намерении сбивать гражданские самолеты, которые совершат «незаконное вторжение в его воздушное пространство». Официальный Ереван настаивает на начале полетов в куда более решительных выражениях, чем прежде. Для первых лиц двух государств отступить от своей позиции — значит «потерять лицо», что крайне нежелательно в условиях скорых президентских выборов в Армении и близких по срокам в Азербайджане», — сказал эксперт.
Крылов отметил, что как показала история с Рамилем Сафаровым, нынешний азербайджанский президент готов идти на конфронтацию с другими державами ради того, чтобы продемонстрировать себя в качестве сильного и независимого от внешних сил национального лидера. Но готов ли он пойти настолько далеко, чтобы поставить себя в куда более сложное положение, чем после истории с Сафаровым?
«Очевидно, что если азербайджанцы действительно собьют гражданский авиалайнер — скандал будет грандиозный, всемирного масштаба. Потери для Азербайджана будут куда больше, чем выгоды от наглядной демонстрации собственного суверенитета. Для армянского же президента новый скандал может открыть дополнительные возможности в плане пропагандистско-дипломатического наступления на Азербайджан на международной арене, и в плане его использования для поднятия своего рейтинга в президентской кампании. Дополнительную интригу всей этой истории придает обещание Сержа Саргсяна быть первым пассажиром на первом рейсе в Степанакерт. Но будет ли он готов на самом деле рискнуть своей жизнью в условиях непредсказуемой реакции со стороны Азербайджана?
Обращает внимание, что многие армянские комментарии подчеркивают, что первый рейс в Степанакерт будет техническим. Армянский же президент обещал полететь на первом пассажирском рейсе. Скорее всего, армянская сторона постарается застраховаться от всех возможных рисков и обеспечить безопасность рейсов путем создания надежной системы противовоздушной и противоракетной обороны. В случае, если технический рейс продемонстрирует ее надежность, идея с полетом президента Армении в Степанакерт может оказаться не столь рискованной, как это кажется на первый взгляд», — отметил Крылов, добавив, что не исключены и другие варианты: Азербайджан может ограничиться громкими протестами и попытается воспрепятствовать полетам своими действиями на международной арене. «Или обе стороны предпочтут не обострять проблемы, и начало полетов в Степанакерт вновь будет отложено на неопределенное время. В последнем случае большую роль может сыграть позиция внешних сил, которые постараются не допустить еще большего обострения ситуации в регионе», — заключил Александр Крылов.