Сначала евреев, теперь кавказцев…
Пресс-конференция, посвященная скандалу вокруг свадебного кортежа, превратилась в круглый стол по причинам кавказофобии
Российское общество с началом перестройки сотрясали анти-еврейские настроения. Потом они сменились на анти-чеченские. А сегодня страну сотрясают настроения анти-дагестанские…
Именно эта мысль стала лейтмотивом прошедшей 17 октября в Москве пресс-конференции кавказских экспертов и родственников нашумевшей лезгинской свадьбы. Несмотря на то, что на мероприятии присутствовал основной герой той свадьбы – жених Артур Алибеков, участников встречи больше волновали не подробности того события, а общая проблема кавказофобских настроений в обществе.
Корреспонденты «Кавказской политики» попытались разобраться в природе этого явления и причинах того, как поменялись общественные настроения.
Корни искать… в войне
На встрече было озвучено, что более 80% жителей России, согласно социальным опросам населения, не хотят жить рядом с кавказцами. Практически все выступающие с ностальгией вспоминали, что в советское время образ выходцев с Кавказа был положительным. Однако, в последние годы ситуация с кавказофобскими настроениями в обществе только усугубляется.
Как предположил Энвер Кисриев – заведующий сектором Кавказа центра цивилизационных и региональных исследований РАН, корень ненависти к кавказцам стоит искать в военном конфликте, который полыхает в регионе вот уже 18 лет.
Дело в том, что еще с начала 90-х кавказский регион сотрясают конфликты, участвовать в которых направлялись российские военнослужащие, вахтовым методом работали сотрудники правоохранительных структур.
Спрашивается, как можно объяснить русским солдатам, почему они воюют и убивают недавних своих соотечественников?
Солдаты должны были сами себе и своим друзьям объяснить, что они здесь делают. Каждый человек нуждается в словаре мотивов, которые будут обосновывать его поведение.
И здесь возникает антикавказская идеология, которая и сплачивает, и делает армию боеспособной. Потом на глазах русских солдат, которых отправляли на войну, практически со всех регионов страны гибнут их сослуживцы – все это только укрепляет кавказофобию.
После возвращения на родину настроения не меняются. Тут они видят у себя в крае, республике или области молодых кавказских ребят, приехавших в поисках работы в регион.
Если начало кавказофобских настроений, по мнению Кисриева, лежит в войне, то продолжение не заставляет себя ждать. «Правоохранительная система России повально страдает кавказофобией», – отмечает он, поясняя, что все это «последствия войны».
По мнению эксперта, после участия в военных конфликтах, люди вернувшиеся в мирную жизнь, часто нуждаются в реабилитации. В пример он привел США.
«После окончания войны во Вьетнаме – страна еще 20 лет страдала от последствий войны, когда с войны вернулись травмированные, в том числе психологически, люди – бывшие военные», – отметил Энвер Кисриев.
Кстати, многие участники встречи приводили в пример эффективные модели борьбы с проявлениями ксенофобии в адрес той или иной этнической группы – афроамериканцев в США и евреев в России.
Борьба за наших евреев
Следует отметить, что анти-еврейские или, как это принято говорить, антисемитские настроения в России были сильны долгое время. Однако их новый взрыв после краха Союза предельно озаботил не только еврейскую общину России, но и все мировое еврейство.
Еврейский погром. Киев. 1881 год
В те годы массово издавались такие антисемитские книги, как «Майн кампф» Гитлера и «Протоколы сионских мудрецов», а также «Спор о Сионе» Дугласа Рида, «Князь мира сего», «Протоколы советских мудрецов» Климова, «Десионизация» Емельянова и многие другие.
Среди российских политиков и военной элиты было немало антисемитов. Вспомнить хотя бы генерала Альберта Макашова. Кстати на его примере можно наглядно показать, как при поддержке еврейской общины России шла борьба с антисемитизмом.
Так, высказывания Макашова о «жидах в России» были сначала осуждены многими политическими лидерами. Далее, 13 ноября 1998 года Госдума приняла заявление, осуждающее антисемитизм, не упоминая при этом имени Макашова.
Московская городская прокуратура по факту выступлений Макашова на митингах возбудила уголовное дело. Генеральная прокуратура РФ направила в Государственную Думу запрос с требованием лишить Макашова депутатской неприкосновенности.
Генерал Альберт Макашов
Замена евреев на кавказцев
На прошлогодней презентации доклада Экспертной группы еврейской общины России по проблемам антисемитизма «Антисемитизм в России в 2010 году» были озвучены интересные факты.
Вице-президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии Михаил Членов рассказал, что в 2010 году число проявлений антисемитизма в России продолжало уменьшаться.
Михаил Членов указал на две причины подобного снижения – усиление активности правоохранительных органов в борьбе с экстремизмом вообще, и антисемитизмом в частности, и эволюция правоконсервативных настроений в России, когда евреи не рассматриваются в качестве главных врагов.
Координатор Экспертной группы еврейской общины России Семен Чарный с сожалением отметил, что, как показывают опросы общественного мнения, антисемитские фобии все еще живут в сознании многих россиян.
Так, в январе 2010 года, отвечая на вопрос о том, кого они считают «врагами России», 8% россиян назвали «сионистов», еще 20% – «международных банкиров», а 6% причислили к врагам России «русофобов». Стоит отметить, что последние два термина часто употребляются антисемитами в качестве замены понятия «еврей».
Одну из основных причин снижения проявления антисемитизма назвал заместитель председателя Московского антифашистского центра Виктор Дашевский.
С его слов, российское общество теперь склонно усматривать источник зла и тревоги не столько в евреях, сколько в выходцах с Кавказа и стран Центральной Азии.
Президент российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий, касаясь борьбы с антисемитизмом, предложил сочетать карательные меры по отношению к лицам, совершившим преступления на почве антисемитизма и ксенофобии. А также поощрять проекты, направленные на воспитание в обществе толерантности.
Вчера была Чечня – сегодня Дагестан
«Вьетнамский синдром», «афганский синдром», «чеченский синдром» – все это посттравматические стрессовые расстройства. К основным характеристикам данного синдрома можно отнести ненависть к врагу…», – продолжал Кисриев на вчерашней пресс-конференции
В подтверждении предположения эксперта о поисках корней кавказофобии в военных действиях на Кавказе, стоит привести цитаты из доклада правозащитного центра «Мемориал» и благотворительной организации «Гражданское содействие» за 2000 год на тему «Развитие антикавказских и античеченских настроений в российском обществе».
Так, правозащитными организациями г. Москвы в 1996—1999 гг. был зафиксирован ряд массовых акций, проведенных правоохранительными органами против чеченцев и ингушей, — «проверок», задержаний, обысков, сопровождавшихся избиениями и оскорблениями национального достоинства. Вот один из наиболее ярких примеров.
29 декабря 1997 г. около 22 часов в десять комнат общежития Российского университета дружбы народов, в которых проживали исключительно юноши-кавказцы, ворвались смешанные отряды из сотрудников СОБРа и РУБОПа.
Под дулами автоматов, сопровождая приказы ударами дубинок, студентов заставили лечь на пол, затем, предварительно выяснив национальность, начали избивать, особенно зверски — чеченцев, говоря при этом, что «это им за Чечню».
«Вторжения чеченских вооруженных отрядов Басаева и Хаттаба в августе и сентябре 1999-го в Республику Дагестан, взрывы многоэтажных домов в городах Буйнакске, Москве и Волгодонске в те же месяцы, повлекшие массовые человеческие жертвы и, по утверждению следствия, организованные учениками чеченских диверсионных школ Хаттаба, вызвали повсеместный всплеск ненависти к чеченцам.
Многие из них старались не выходить на улицу, однако и дома подвергались постоянным проверкам со стороны правоохранительных органов», – отмечается в докладе правозащитников.
Однако эти тренды за последние 10 лет поменялись. Если вчера в российском обществе были анти-чеченские настроения, то теперь анти-дагестанские. Связано это с резким изменением имиджа самой Чечни в российских СМИ и резким ухудшением имиджа Дагестана.
Тому есть объективные причины в виде коррумпированной элиты, роста числа боевиков, атаки дагестанских смертников на Москву, бесконтрольности дагестанской молодежи на улицах российских городов. Но есть тому и более интересное объяснение.
Спецоперация в Дербентском районе. Фото: РИА “Дагестан”
Его предложил главный редактор «Кавказской политики» Максим Шевченко в своем тексте про итоги расследования нашей редакцией подоплеки скандала вокруг свадьбы Артура Алибекова.
«В Дагестане что-то готовится – военное и масштабное. Что-то серьезное и большое. И общество настраивают на анти-дагестанский лад», – отметил он. С его слов, иначе невозможно поверить, «что и Доренко, и Киселёв, и другие серьезные люди, государственные каналы, итоговые и новостные программы, респектабельные газеты» включаются в анти-дагестанскую травлю.
Кавказская Политика