«Le Figaro»: Олланд принимает диктаторов сдержанно
Приводим статью журналиста Тома Вампуя (Thomas Vampouille), опубликованную во французской «Le Figaro», с некоторыми сокращениями:
В то время как левые обвиняли Николя Саркози за визиты Каддафи или Асада, Франсуа Олланд, снова пойманный реальной политикой, принял с мая нескольких лидеров недемократических режимов.
Отказался ли Франсуа Олланд от своего обещания изменить политику в отношении диктаторских режимов? «Быть президентом Республики – значит не приглашать диктаторов с помпой в Париж», – говорил кандидат в президенты в своей речи в Ле Бурже в январе 2012 года. С напоминанием о визитах Муаммара Каддафи и Башшара аль-Асада во времена Николя Саркози. Несколько месяцев спустя список глав недемократических государств, принятых в Елисейском дворце, от президента Габона Али Бонго до сына короля Саудовской Аравии, уже довольной большой.
Последний в этом списке — президент Азербайджана Ильхам Алиев, приглашенный во вторник во дворец на получасовую встречу. Он не совсем демократ, так как династия Алиевых, которая у власти в этой стране в течение двадцати лет, обвиняется НПО в области прав человека в подавлении оппозиции и свободы слова. Что касается самого Ильхама Алиева, он оживил в начале сентября напряженность с Арменией, помиловав офицера, осужденного за убийство армянского военного. «Мы не можем принять того, что Алиев, диктатор, может быть во Франции и быть принятым в Елисейском дворце», – возмущался во вторник Грач Варжапетян, директор Французского бюро по армянскому вопросу, в то время как 600 протестующих приветствовали главу государства с криками: «Алиев-фашист, вон из Франции!».
«Когда Франция молчалива, именно тогда и пятится назад»
Учитывая деликатный характер визита, Елисейский дворец запретил в тот день фотокорреспондентам доступ во двор дворца. И позаботился после встречи опубликовать заявление о том, что «президент призвал Азербайджан принять необходимые меры для восстановления атмосферы доверия с Арменией». Эта сдержанность была выражена еще сильнее два месяца назад, 23 июля, во время визита короля Бахрейна. Встреча даже не была включена в повестку дня президента.
«Когда Франция сферхосторожна или молчалива, именно тогда и пятится назад», – заявил-таки президент в своей речи 27 августа перед послами, добавив, что необходимо поощрять «демократические устремления» людей, в том числе «арабскую весну». Итак, одержала ли верх реальная политика над этими принципами?
«Это вечный спор между необходимой политикой в области прав человека и в равной степени необходимыми контактами со всеми мировыми лидерами», – говорит Дидье Биллион, директор по исследованиям в Институте международных и стратегических отношений. По мнению этого специалиста по международным отношениям, то, что президент республики встречается с диктаторами, не является проблемой самой по себе. При двух условиях: «Во-первых, нужно следить за тем, чтобы не дискредитировать слово президента, делая громогласные заявления о правах человека, оспариваемые сразу же фактами. Кроме того, манера имеет свое значение: можно организовывать эти встречи более сдержанно, без декорума, который окружал, например, визит Каддафи». С этой точки зрения обязательство, сформулированное неоднозначным образом Франсуа Олландом в Ле Бурже, кажется, выполняется: диктаторы больше не принимаются «с помпой».