Резня армян в Баку может стать праздником для закавказских кочевников
«Освобождение Баку от армян» 15 сентября 1918 необходимо отмечать как один из больших праздников, считает директор Института истории Национальной академии наук (НАНА), депутат Ягуб Махмудов, передает Trend.
«Освобождение Баку от армян» является самым славным и большим событием в истории Азербайджана, сказал он. Огромную роль в освобождении города сыграли два азербайджанских генерала — Алиага Шихлинский и Самедбек Мехмандаров, сказал Махмудов.
Погромы армян в Баку 1918 году
Спланированный и осуществлённый Турцией геноцид против армянского народа в Западной Армении имел своё продолжение в Восточной Армении и в других районах Закавказья, населённых армянами. Турецкое нашествие преследовало несколько целей: завладеть бакинской нефтью, вытеснить Россию из Кавказа, соединиться с мусульманами Закавказья и Северного Кавказа, открыть дорогу к Туранскому миру и уничтожить армянский элемент, являющийся преградой к осуществлению пантюркистской программы.
К началу 1918 года реальной силой в Баку были: руководимая большевиками Бакинская коммуна, Армянский национальный совет, который возглавлял подавляющее большинство армянского населения, и Мусульманский национальный совет. Среди мусульман доминирующие позиции занимали партия «Мусават» и Дикая дивизия. Армянский национальный совет несколько раз обращался к Мусульманскому национальному совету, призывая открыть дорогу для возвращающихся с фронта армянских солдат, но безрезультатно.
В начале марта 1918 года в Ленкоране (город на юге Азербайджана) покончил жизнь самоубийством офицер Дикой дивизии и сын богача Аджи Зейнал-Абди Тагиева.
Вооружённый сторожевой отряд этого войскового соединения из 43-48 человек на корабле переправил его тело в Баку. На корабле сторожевой отряд расстрелял несколько солдат-большевиков. Когда отряд Дикой дивизии передал тело Тагиеву и поднялся на корабль, чтобы вернуться, солдаты-большевики разоружили их. Это возмутило мусульманское население города, а «Мусават» объявил, что в случае не возвращения конфискованного оружия поднимет на ноги своих единоверцев. Между коммуной и «Мусаватом» начались переговоры. Третья сила Баку, Армянский национальный совет, попыталась примирить стороны. Конечный срок переговоров между большевистской властью и «Мусаватом» был назначен на шесть часов вечера 17 марта. Однако, не дожидаясь окончания этого срока, в пять часов мусульманское население города начало нападения. Начались вооружённые столкновения. Сопротивление длилось два дня и две ночи и закончилось поражением «Мусавата», большинство главарей которого бежало в Елизаветополь, а некоторые скрылись в близлежащих мусульманских деревнях. В это же время Армянский национальный совет укрыл от большевиков и приютил нескольких тысяч мусульман. Об этом свидетельствует заявление З. Тагиева, размещённое в газете «Знамя труда» от 29 марта 1918 года, где говорится: «В Баку царит спокойствие. Исходя из интересов процветания края, я лично считаю своим долгом заявить во всеуслышание, что события в Баку не носили характер армяно-татарских столкновений. В течение всего времени столкновений татары не причинили вреда проживающим в татарских районах армянам. А армянская часть населения спасла более чем 14 000 мусульман…».
9 апреля 1918 года была создана Закавказская Демократическая Федеративная Республика (Закфедерация), однако она просуществовала недолго. Откровенная враждебность Османской Турции, с одной стороны, и протурецкая ориентация мусульманского населения Закавказской республики, с другой, − расшатали основы новообразованной республики. 26 мая был провозглашен распад Закфедерации, а 27 мая было объявлено о создании Азербайджанской Республики. Получив подкрепление, турецкие дивизии начали военный поход для взятия Баку.
31 июля Мусульманская армия Кавказа во главе с Нури пашой (племянником одного из организаторов Геноцида армян военного министра Энвера паши) перешла в крупномасштабное наступление.
После двухмесячной обороны утром 15 сентября 1918 года турецко-азербайджанские войска вошли в Баку. Три дня и три ночи город подвергался грабежу и насилию. Позже это было названо «Великими Ужасами Баку». Всё оставшееся в Баку армянское население было предано огню и мечу, а их имущество – разрушено и разграблено.
Ужасы осуществлённых против армян погромов 1918 года были документированы иностранными дипломатами, военными, журналистами, а также пережившими те события людьми.
Исключительным источником для исследования трагедии в Баку 1918 года является книга Бахши Ишханяна «Великие Ужасы Баку», в которой очевидец подробно представляет фактологические и статистические данные.
«Три дня подряд беспрестанно турецкие аскеры, местные многотысячные мусульманские банды и хлынувшие из окрестностей крестьяне грабили, захватывали и уносили всё то, что желали и что могли унести из домов, магазинов, канцелярий, учреждений и церквей армян…» писал очевидец тех событий.
Еврей по национальности писатель и публицист Сергей Рафалович, который был свидетелем ужасов Баку, описывая сентябрьские погромы 1918 года в своей статье «Правда о событиях в Баку», пишет: «В течение нескольких дней на больших повозках и грузовиках вывозились из города трупы. Даже после восьми дней после погромов в центральных и привокзальных частях города, где я лично был на улицах и в домах, стоял невыносимый трупный запах. В разрушенных до основания квартирах я видел окровавленные трупы изнасилованных и убитых женщин, грудных детей».
Погромы армян в Баку 1990 году
Напомним, что с 13 по 19 января 1990 года в Баку произошла третья крупная резня армянского населения. По причине своей национальной принадлежности местная 200 000 армянская община была подвергнута репрессиям, резне и изгнана из города.
Уже в течение 1988-1989 гг. все азербайджанские средства массовой информации, в особенности телевидение, были полны антиармянской агитацией, что подготовило почву для резни армянского населения в столице Азербайджана. Народный фронт Азербайджана (НФА), где доминировало радикальное крыло, открыто призывал изгнать из города армян и занять их квартиры. В течение всего 1989 года армяне, жившие в Баку, боялись выходить на улицу, так как из-за своей национальной принадлежности подвергались нападениям, побоям и грабежу в городском транспорте и на улицах. В 1989 году в Баку были зарегистрированы многочисленные убийства армян. Частыми стали также случаи грабежа и выселения жильцов из своих домов. Из-за национальной принадлежности многих армян освобождали с работы.
Январские погромы 1990 года в Баку были заранее подготовлены. Работа была проделана в нескольких направлениях. В частности, была развёрнута широкомасштабная антиармянская пропаганда в средствах массовой информации, инициатором и направляющим которой была азербайджанская интеллигенция. Выступая по телевидению и радио, многие представители азербайджанской интеллигенции подчёркивали, что армяне занимают важнейшие должности и лучшие квартиры в городе. Следующим важным компонентом механизма осуществления погромов была скоординированная работа сотрудников ЖЭК-ов, служб милиции и скорой помощи. Сотрудники ЖЭК-ов уточняли наличие зарегистрированных в городе армян по спискам продовольственных карточек. Была составлена карта города со всеми подробностями, разделённая на округи и кварталы, на которой были отмечены участки с компактным проживанием армян. Заранее были составлены также списки принадлежащих армянским жителям домов и адреса квартир. Погромщикам помогали также правоохранительные органы, обеспечивая их безнаказанность. В свою очередь врачи скорой помощи выдавали поддельные врачебные справки, согласно которым причиной смерти армян были сердечно-сосудистые заболевания, а не насильственные действия.
13 января 1990 года погромы армян в Баку приняли всеобщий характер. В этот день город был полон митингующими, в частности на площади Ленина собралось от 70 000 до 100 000 человек, которые требовали отставки властей и расправы над армянами. Всё это происходило с ведома и при попустительстве руководителей СССР и Азербайджана. После митинга разделившаяся на группы толпа под руководством активистов НФА начала дом за домом «очищать» город от армян. Беженцы потом рассказывали, что существовала чёткая схема осуществления насилия: группа погромщиков, ворвавшись по указанным адресам в квартиры армян, начинала избиение и насильственные действия. Существует множество свидетельств об совершенных с исключительной жестокостью зверствах и убийствах. Армян выбрасывали из окон, забивали железными прутьями и ножами, насиловали женщин, многих сжигали заживо. Затем следовал визит членов НФА с так называемыми «законно оформленными» документами в квартиру. Погромщики предлагали армянину, владельцу квартиры, для спасения своей жизни немедленно отправиться в порт. Очевидцы свидетельствуют, что как только армянского жильца выдворяли из его дома, сразу же появлялся новый хозяин с официальным ордером в руках. Армянам позволяли брать с собой только то, что они могли унести с собой. Остальное имущество, документы на дом, ценные вещи, даже книжки сберегательной кассы конфисковывались.
Во время трагических событий 1990 года в Баку на улицах, рабочих местах, в домах, в общественном транспорте сотни бакинских армян были подвергнуты избиениям и получили тяжёлые телесные повреждения. Большая часть депортированных были стариками, многие из которых, не выдержав жестоких побоев, унижений, огромных душевных потрясений, умерли по дороге или сразу после прибытия в больницы. Беженцы, добравшиеся на пароме до города Красноводска Туркменской ССР, самолетами были перевезены в Ереван. Это были, избитые, в повязках старики. Волна насилия и армянских погромов перекинулась затем на русское население Баку, в частности на семьи военнослужащих, среди которых также были жертвы и множество раненых.
13-20 января 1990 года Баку был полностью во власти погромщиков, которые на глазах у милиции и внутренних войск совершали ужасное насилие. Руководство СССР не вмешивалось в эти события, хотя в городе было достаточно военных подразделений и внутренних войск МВД СССР, которые могли бы быстро навести порядок. Серьёзность положения диктовала необходимость введения комендатского часа для установления порядка, однако центральные власти медлили. Убийства и грабежи продолжались вплоть до 20 января, когда под предлогом «восстановления» порядка советские войска вошли в город. Для сохранения в Баку советской власти М. Горбачёв подписал указ о введении чрезвычайного положения. Исполнение указа было возложено на командующего воздушно-десантной дивизией ВС СССР А. Лебедь. После ввода войск, было оказано сопротивление, в результате которого погибли около 150 азербайджанцев, а также солдаты и случайные прохожие.
Точное число жертв армянских погромов, организованных в Баку, еще не установлено. По мнению ряда исследователей это число превышает 400. Исследование произошедших в Баку событий усложняется также распространением беженцев по всей территории бывшего СССР и трудностью опроса всех пострадавших. В результате, армянское население Баку было вынуждено покинуть город. Исключение составляют лишь живущие в смешанном браке армяне, число которых достигает нескольких сот человек.
М.М.Р