Дело Сафарова демонстрирует огромный упадок морального авторитета ЕС и НАТО
Приводим статью международного редактора «The Economist» Эдварда Лукаса, опубликованную на сайте «European Voice», с некоторыми сокращениями:
Азербайджан и Венгрия оба должны ответить на серьезные вопросы по делу Рамиля Сафарова, азербайджанского офицера, проходившего организованный НАТО курс английского языка в Будапеште, который убил спящего сокурсника топором в 2004 году. Но самые неприятные последствия – для Брюсселя и Вашингтона.
Даже если бы обе страны находились в состоянии войны, поведение Сафарова было бы криминальным. Хладнокровное убийство безоружного врага-бойца во сне в нейтральной стране неправильно. А реальные боевые действия закончились более десяти лет назад. Короче говоря, убивать людей неправильно, будь они из дружественных стран или враждебных.
Венгерские власти не объяснили убедительным образом, почему они в прошлом месяце позволили Сафарову, одному из самых спорных заключенных в их стране, вернуться в Азербайджан. Правда, что азербайджанские власти попросили об этом и что система Совета Европы по обмену заключенных разрешает это. Но данная система не обязывает делать это. Так что утверждение, что Венгрия пошла на этот шаг в обмен на большую сумму азербайджанских денег (некоторые говорят о €3 млрд.), заслуживает внимания.
Азербайджанская реакция – мгновенное помилование Сафарова, его награждение зарплатой за прошлый период и квартирой, а также обращение с ним как с национальным героем – заслуживает осуждения. Да, азербайджанцы думают, что они жертвы умной пропагандистской кампании хитрых армян, которые игнорируют их страдания. Однако жертвенность не создает моральную легитимность. Как бы среагировал Азербайджан, если бы ситуация с убийством была с точностью до наоборот? Если бы группы армянских убийц ходили по миру, убивая случайных азербайджанцев? Это справедливым образом осуждалось бы (не в последнюю очередь азербайджанцами) как трусливые, жестокие действия, достойные уголовных санкций. Прославляя Сафарова, Азербайджан выглядит истерическим и морально подозрительным в глазах мирового сообщества. Это вряд ли можно назвать триумфом для азербайджанской дипломатии. Венгрия выглядит в лучшем случае легковерной, а в худшем – жадной и лживой.
Но самое главное – то, что обе страны, похоже, думают, что их поведение сойдет им с рук. Этот случай демонстрирует огромный упадок морального авторитета ЕС и НАТО с 2004 года. В предыдущие годы присоединение к западным клубам было предметом большой гордости для тех, кто недавно был принят, и большим приоритетом для тех, кто еще не вступил в них. Они заботились о том, чтобы не нарушать правила и (искренне или нет) угодить международному мнению.
Азербайджан обычно заботило то, что думали политики в Брюсселе и НАТО. Теперь это не так. Он не видит никаких реальных шансов членства ни в одной из организаций. Он раздувается нефтяными деньгами. Он практично эксплуатирует свою полезную геополитическую нишу как место для шпионажа за Ираном (и, возможно, для бомбардировок).
Венгрия не набита деньгами. На самом деле в ее государственных финансах есть зияющие дыры. Однако она тоже показывает длинный нос Брюсселю (и Вашингтону). Виктор Орбан, премьер-министр, принимает свои собственные решения (часто плохие) и ждет, чтобы мир привык ним. Узлы, которые связывали поведение стран в Европе с середины 1990-ых годов, когда-то казались нерушимыми. Теперь они быстро изнашиваются.