Сволочи
Молодой талантливый хирург, военврач, отец двоих маленьких детей уже несколько дней лежит в коме, и врачи говорят, что только чудо способно вернуть к жизни парня, которого чей-то тупой, агрессивный, жестокий кулак лишил будущего. Потому что, даже если Ваге Аветян выживет, надежды на то, что он снова превратится в жизнерадостного, полноценного человека, ничтожно мало. Можно даже сказать, ее нет вовсе.
Инцидент, имевший место в ресторанном комплексе «Арснакар», вызвал широкий общественный резонанс, его обсудили практически все отечественные СМИ, а лица официальные дали свои комментарии. Словом, написано и сказано уже все, что можно было сказать на данный момент, за исключением самого главного, а именно: никакой это не инцидент, это просто зверское, жестокое избиение беззащитных людей. Двадцать на троих – не инцидент, а смертоубийство. И даже слово «зверское» здесь не подходит. Звери не впадают в экстаз от собственной жестокости, чего явно не скажешь об отморозках, лишивших Ваге Аветяна мозга – в прямом смысле этого слова. По свидетельству одного из пострадавших, последние слова, которые он услышал перед тем, как потерял сознание, были: «Этот уже мертв, не бейте…» Слова относились к Ваге – его перестали избивать только тогда, когда избили до смерти. То есть думали, что забили до смерти…
Что же произошло в «Арснакаре»? По свидетельству директора ресторанного комплекса Грачья Зограбяна, 17 июня компания в составе пяти человек, к которым потом присоединились две девушки, пришла в ресторан в подвыпившем состоянии. Официант сделал замечание относительно одежды клиентов, которые были в спортивных костюмах. В ответ те «скверными выражениями оскорбили официанта, затем вызвали его на улицу, напали на него». «Когда это заметил сотрудник службы безопасности нашего комплекса, он подбежал, началась толкотня, и кто-то в этот момент упал, — рассказывает Зограбян. – Кто именно упал, не знаю, я клиентов поименно не знаю… Провокации со стороны сотрудников комплекса не было. Как это возможно, чтобы мы кого-то у нас провоцировали? Напротив, мы успокаиваем провокаторов, провожаем их…»
Куда, спрашивается, провожают? В больницу, на кладбище? Да этот рассказ просто бред какой-то. Началась толкотня, кто-то упал… Уж не Аветян ли? Упал так, что одно полушарие мозга вошло в другое, а остальные двое «клиентов» – тоже военные врачи — получили сотрясение мозга и перелом носовых костей. Такое неудачное коллективное падение…
По свидетельству же одного из пострадавших, компания в составе пяти человек, среди которых не было никаких девушек, придя в «Арснакар», расположилась за столиком на открытом воздухе. Ваге вышел, чтобы умыться, а на обратном пути дорогу ему преградил официант, потребовавший сменить спортивные брюки. Аветян попробовал «отвертеться», сказав, что они – хирурги, оперировавшие певца, у которого в тот вечер было выступление в «Арснакаре». Он-то и пригласил компанию в ресторан послушать музыкальную программу. Между тем официант настоял на том, чтобы Аветян переоделся, что он и сделал, вернувшись обратно уже в джинсах. Но кепку с головы не снял и поинтересовался, мол, может, и в головном уборе сидеть нельзя? Официант решил, что над ним издеваются. Последовал разговор в духе «выйдем поговорим». Ваге с другом вышли, не представляя, сколь жестокая расправа их ожидает.
Врачей намеренно завели на автостоянку, где нет видеокамер и где их уже поджидали человек двадцать, среди которых были сотрудники службы безопасности «Арснакара». Били врачей до потери сознания и оставили истекать кровью, просто бросив на австостоянке. Когда они начали приходить в чувство, то поняли, что Аветян находится при смерти, – так он хрипел. Кое-как сели в машину и доставили товарища в Центральный клинический военный госпиталь МО РА, где майор медицинской службы, 35-летний Ваге Аветян, работал заведующим ЛОР-отделением, до того как ему раскрошили мозг…
Говорят, владелец «Арснакара» — депутат парламента и председатель ФФА Армении Рубен Айрапетян и его дружбан, тоже депутат, Самвел Алексанян звонят в госпиталь, интересуясь, не нужны ли пострадавшим какие-либо медикаменты. Какая трогательная забота… При этом Айрапетян заявил, что нести ответственность за все происходящее в основанных им бизнес-структурах он не может, ибо «есть люди, исполняющие свои обязанности» и, если они в чем-то повинны, пусть ответят за это. Неужели?
А давайте зададимся вопросом: разве то, что произошло в «Арснакаре» – это единичный случай, нечто из ряда вон выходящее? Нет. Подобное происходит с пугающей периодичностью на протяжении уже двух десятков лет, превращаясь в своего рода закономерность. Костоломы правят бал в обществе, а то, с чем мы столкнулись на сей раз, – не что иное, как очередное проявление морально-нравственного регресса в масштабе общественном. Крайние проявления агрессии, крайняя жестокость, которая из разряда исключений переходит в правило, – это полный моральный регресс. Мы часто сетуем на то, что за последние два с лишним десятилетия в обществе произошла переоценка ценностей и многие из традиционных ценностей, в том числе и понятие чести, того, что хорошо и что плохо, постепенно утрачиваются, освобождая дорогу культу грубой силы. На протяжении многих лет в армянском обществе подвергалось чудовищной мутации понятие «авторитет» – сегодня оно приобрело омерзительнейший криминальный оттенок.
«Есть разные виды власти, и одна из них – власть авторитета, — говорит психолог Карине Налчаджян. — Речь не о формальной власти, а о тех ее проявлениях, при которых человек своим авторитетом утверждает власть над другими. Сегодня под авторитетом понимают тупого, агрессивного типа, владеющего грубой силой и деньгами. Посмотрите на наших так называемых олигархов – большинство из них необразованные или полуобразованные люди, не обладающие иными достоинствами, кроме кучи денег. Но деньги решают все. И люди, обладающие куда большими достоинствами, прогибаются и лебезят перед плутократией. Это потеря ценностных ориентиров. Если плутократия и подмена понятия авторитета соединяются друг с другом, они превращаются в зло…»
Добавим: если зло не наказывается, оно возводится в квадрате. Можно вспомнить немало случаев, очень похожих на инцидент в «Арснакаре». Охранники того или иного «авторитета» и даже государственного деятеля давали волю кулакам, избивая невинных людей, сами представители власти тоже не гнушались подобными методами разрешения спорных вопросов. Кто наказан? Много шума, много обещаний, а потом тишина… Мэра снимают с должности за рукоприкладство, потом делают его министром. В итоге в обществе укореняется мнение, что можно избить, надругаться, лишить человека здоровья, семьи, будущего, жизни, наконец, и ничего за это не будет. Ненаказуемость порождает атмосферу беспредела. Кто дал право тупому, необразованному мордовороту лишать общество человека, который приносил этому самому обществу неоценимую пользу, спасая жизни? Аветян – хирург, а кто те сволочи, что превратили его мозг в месиво? Только сволочи, и больше никто…
Конечно, Айрапетян не избивал самолично Аветяна и его друзей, но от этого его ответственность за произошедшее не становится меньше. Каждая «шестерка» стремится походить на своего босса. И если бы босс сумел объяснить, да еще на личном примере продемонстрировать, что быть обладателем физической силы, толстого кошелька, дорогостоящего автомобиля и давать волю кулакам в формате «20 на троих» – не значит быть настоящим мужчиной (которого делает таковым в первую очередь понятие чести), возможно, Аветян не находился бы сегодня в коме. Не говоря уже о требовании босса в плане исполнения профессиональных обязанностей сотрудниками. В подобных случаях не тащат людей на автостоянку на растерзание, а вызывают полицию, выдворяют из ресторана и т.д. Это при условии, если клиенты, скажем, пьяны, нарушают общественный порядок, дебоширят. Ничто не дает права вершить самосуд в дичайших традициях примитивных племен…
«Чувство ответственности – мать всех добродетелей. А права без ответственности безнравственно, оно источник всевозможных злодеяний…» Таков древний кодекс чести настоящего ария, армянина, черным по белому прописанный в «Божественных законах» Араратской мифологии. Такими мы привыкли видеть наших мужчин – они могут драться, защищая честь женщины, защищая Родину, но наваливаться кучей на троих, избивая с подлинной жестокостью… Откуда это? Да от той же атмосферы безнаказанности, бесчестия, которая не сегодня возникла. По свидетельству одного из пострадавших, нападавшим было около 30-35 лет. А это значит, что формировались они как мужчины в обществе эпохи аодовского беспредела с его девизом «против нас нет игры». Увы, с тех пор мало что изменилось. Разве что прибавились отечественные сериалы, где героями сплошь выступают этакие криминальные мордовороты, укрепляя ложное понятие «авторитета» в подрастающем поколении.
«Любое поколение растет и формируется на определенных моделях, — говорит К.Налчаджян. – Любой юноша хочет быть сильным, авторитетным и ищет себе модель для подражания. Если он видит эту модель в культе тупой силы, к тому же ненаказуемой, он ее перенимает…»
Определенно это так. Другое дело, если следует адекватное наказание. Молодежь должна видеть, что модель «сила есть – ума не надо» не так уж привлекательна, потому что за жестокость и агрессию можно лишить себя будущего, загремев в тюрьму на долгие годы, а лучше вообще пожизненно. Общество должно видеть, что зло действительно наказуемо, только тогда что-то начнет меняться. Но ведь мало избавляться от ложных авторитетов. Неужто не пришло время вернуться к истинным?
Голос АРМЕНИИ
БОГ ТЕРПЕЛ И АРМЯНАМ ВЕЛЕЛ ТЕРПЕТЬ.