Армянский след в Британском музее
Как рассеяны частички армянской земли по многим государствам Кавказа и Ближнего Востока, так и армянская коллекция Британского музея разбросана по разным залам, причислена к разным странам и культурам, что лишний раз напоминает нам о непростой судьбе армянского народа.
Британский музей, один из крупнейших историко-археологических музеев мира, был основан в 1753 году. Его постоянная коллекция, насчитывающая около 8 миллионов экспонатов, является одной из наиболее полных в мире и охватывает историю человечества от истоков до наших дней. Безусловно, такая серьезная культурная институция не могла обойти вниманием Армению, что нашло отражение в небольшой, но любопытной коллекции предметов, связанных с художественной традицией нашей древней страны. Пожалуй, самым знаменитым из таких экспонатов является бронзовая голова богини, вероятно, принадлежавшая статуе обнаженной Афродиты. Было также высказано предположение, что это фрагмент скульптуры богини любви и плодородия Анаит, которая почиталась на территории Армении и позже стала отождествляться с греческими богинями Афродитой и Афиной, сообщает портал Еркрамас.
Увидеть экспонат можно в зале № 22, посвященном Александру Македонскому и эпохе эллинизма. Статуя была изготовлена около I в. до н. э. и найдена на территории современной Турции, на месте древнего города Сатала (ныне — Садах), примерно в 1872 году. Обнаружил ее крестьянин: он вспахивал свой клочок земли, когда его кирка наткнулась на голову статуи богини. Бронзовая рука лежала неподалеку. Голова была направлена в Константинополь (ныне Стамбул), а потом в Италию к торговцу Алессандро Кастеллани, который в конечном итоге продал ее Британскому музею. Рука была подарена музею несколько лет спустя. Ходили слухи об обнаружении всей статуи целиком, однако туловище богини так и не было найдено.
Несмотря на то что на голове богини остались повреждения от кирки, ее лицо хорошо сохранилось. Изначально глаза были инкрустированы драгоценными камнями или стеклянной пастой, а губы, вероятно, были покрыты слоем меди. Судя по размеру головы богини, она является частью статуи, использовавшейся в религиозных мероприятиях, однако в ходе раскопок, проведенных в Сатале в 1874 году сэром Альфредом Билиотти, британским вице-консулом в Трапезунде, храм так и не был обнаружен. В настоящее время в Армении к данному экспонату проснулся большой интерес. Власти высказали намерение вернуть голову Анаит на родину, однако армянским ученым и искусствоведам еще предстоит доказать западным коллегам принадлежность этой статуи к армянской культуре.
Далеко не все значительные экспонаты, связанные с Арменией, входят в постоянную экспозицию музея. Речь идет о фрагменте базальтового фриза (архитрава) храма в Гарни с изображением головы льва на горельефе. Он был найден на месте разрушенного храма в Гарни в XIX веке капитаном Королевского флота и путешественником Джоном Бушаном Телфером, завещавшим его Британскому музею. Данный экспонат был продемонстрирован на выставке «Сокровища ковчега: 1700 лет армянскому христианскому искусству», которая проходила в Британской библиотеке в 2001 году, как и хачкар 1225 года, найденный на кладбище старинного армянского села Норатус. Этот прекрасно сохранившийся символ армянской культуры был подарен Британскому музею в 1977 году Католикосом всех армян Вазгеном I.
Среди экспонатов, армянское происхождение которых не вызывает сомнения, также следует упомянуть кувшины для вина, обнаруженные в местечке Кармир-Блур («Красный холм») на окраине Еревана. Историки относят их к культуре Араратского царства (Урарту) и датируют VII в. до н. э. Эти круглые красные кувшины типичны для урартских поселений, и среди них иногда встречаются изделия очень тонкой работы. В основном они использовались для извлечения остатков вина из более крупных сосудов. В 1960 году кувшины были подарены Британскому музею выдающимся советским археологом, членом Академии наук Армянской ССР Борисом Пиотровским.
Интересно, что кувшины из Кармир-Блура выставлены в зале № 54 «Древняя Турция», как и большая часть предметов, которые относятся к искусству Араратского Царства (Урарту) — государства, существовавшего в Передней Азии в IX– VI вв. до н. э. и охватывавшего в период своего могущества все Армянское нагорье (территория современной Армении, восточной Турции и северо-западного Ирана). Среди западных ученых гипотеза о том, что армянская художественная традиция является наследницей урартской культуры, не пользуется популярностью, однако в Армении придерживаются противоположной точки зрения.
Большую часть урартской коллекции Британского музея составляют элементы декора мебели. В древности предметы интерьера преимущественно делали из дерева, а более дорогие материалы, такие как бронза и слоновая кость, использовались для украшения. Основными мотивами декора мебели в урартской художественной традиции являются полумифические животные: крылатые быки, львы, грифоны. В виде бронзовой фигуры крылатого быка с человеческим туловищем и скрещенными руками выполнен элемент декора трона, который, вероятнее всего, поддерживал подлокотник или сидение. У фигуры отсутствуют лицо и рога, которые, предположительно, были сделаны из слоновой кости, а углубления на крыльях когда-то были инкрустированы драгоценными камнями.
Не менее часто в элементах декора мебели, относящихся к культуре Урарту, встречаются изображения львов. Так, бронзовая нога льва, суставы пальцев и когти которой, по всей видимости, были инкрустированы драгоценными камнями, служила ножкой стола или кровати. Однако до нас дошли не только бронзовые детали мебели, но и элементы декора, изготовленные из слоновой кости. Одним из немногих таких экспонатов является фигура демона с головой грифона, служившая, предположительно, украшением трона. В культуре Урарту демоны с головой грифона считались божественными покровителями и предназначались для защиты того, кто сидел на троне.
Наследие Урарту в Британском музее также представлено предметами обмундирования. Они предназначались вовсе не для защиты воинов, как можно было бы подумать, а служили объектом почитания и хранились в храмах.
Так, один из щитов, найденных при раскопках на территории современной Турции (оккупированная турками Западная Армения), предназначался для храма главного урартского божества Халди, где существовал культ оружия. Объектом поклонения также служил изогнутый солдатский шлем конической формы, обнаруженный на северо-западе Ирана. И, конечно, коллекция, связанная с Урарту, не была бы полной без предметов культа. Одним из ярких примеров таких экспонатов является фигурка божества в головном уборе с рогами.
Эта наиболее яркая, на наш взгляд, часть армянского наследия Британского музея может многое рассказать о культуре страны Айка. Уникальная по своему содержанию, она вобрала в себя как западную, так и восточную художественную традицию. Так, элементы эллинизма нашли свое отражение в знаменитом храме в Гарни, а анималистические мотивы, унаследованные от культуры Араратского царства (Урарту), можно увидеть в любой армянской церкви. И пусть многие экспонаты армянской коллекции Британского музея причислены к разным эпохам и культурам — от эллинизма до искусства древних Турции и Ирана, главное, что отраженные в них традиции сохранились в культуре современной Армении и позволили ей занять особое место в мировом культурном наследии.