ОТ ИНДОНЕЗИИ ДО ИНДИИ

2 Июл 2011 | Автор: | Комментарии к записи ОТ ИНДОНЕЗИИ ДО ИНДИИ отключены

 

Как все-таки было интересно в советское время, когда, бывало, соберется интеллигенция на кухне подальше от сексотов (секретных сотрудников) и за водкой, иногда за чаем, страстно критикует все и вся: и пятилетки, и Госплан, и лозунги… Кстати, лозунги действительно были просто дурацкие: «Пятилетку – за три года!» или «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме!» Помнится, на Камчатке кто-то поднялся на крышу, где был установлен огромный щит с лозунгом о грядущем коммунизме, и вписал после слов «нынешнее поколение» слова «хочет не хочет». Но вернемся к пятилеткам и Госплану. Тут дело дошло до того, что под шумок мы уже само понятие «план» тоже не воспринимали. С иронией говорили о плановом хозяйстве… Но вот что чудно. С водой выплеснули и ребенка. Издевались уже над самим словом «план». А ведь оно от латинского «плоскость».

Среди множества разных толкований о плане самые распространенное: «замысел, проект, основные черты какой-либо работы; последовательность осуществления какой-либо программы». Вся философия мудрых коряков и чукчей, алеутов и ительменов сводится к тому, что зимой бывает холодно, а летом тепло. Вот и надо думать (планировать), что надо делать, чтобы зимой не погибнуть. Надо, оказывается, короткое лето использовать так, чтобы не умереть зимой. Так что без плана никак не обойдешься. Просто нельзя его опошлять и доводить до абсурда.

И, зная обо всем этом, мы планировали нашу кругосветку, начав с маршрута. То есть с самого главного. Нас упрекают. Потом я обнародую имена. Речь о людях, сведущих в нашем маршруте. Нам говорят: «Неужели нельзя обойти стороной этот страшный участок?» То есть всю Юго-Восточную, Южную и Юго-Западную Азию с коварным Аравийским морем. Конечно, мы знали и о пассатах, и о встречном течении, и даже о пиратах. В третьем томе «Киликия»: возвращение» я поместил карту с маршрутом нынешней кругосветки. Начерчена и подписана была эта карта за пять лет до старта «Армении». Хотя мы уже тогда знали, какие сложности будут в конце маршрута, нельзя было обойти стороной эту часть пути.

Тысячу раз повторял: «Это не голое, не самоцельное, не чисто спортивное кругосветное плавание. Это экспедиция по невероятно трудным дорогам Спюрка». И если бы мы отказались от участка Юго-Восточной и Юго-Западной Азии, то просто-напросто потеряли бы уважение к себе. Именно в этой части земного шара, Мирового океана, начались первые и самые трудные морские маршруты Спюрка. Ведь в 387 году на глазах у двадцатисемилетнего Месропа Маштоца многие наши предки, став в одночасье беженцами, рассеялись, покидая Армянское нагорье. Основная же и большая часть морских и океанских переходов началась именно здесь, где давно уже плывет «Армения».

Еще раз вспомним географию. Это, думаю, нужно. Яванское море. Вся западная часть Южно-Китайского моря, Малаккский пролив, Сиамский залив, Бакбо, Андаманское море, Бенгальский залив, Аравийское море. Эти воды омывали берега многочисленных стран, где обосновались армяне. И среди них, конечно, в первую голову – Индия. И, как мы узнали из надгробной эпитафии Якоба Шамира, не только он, но и практически все наши соотечественники пришли, приехали, приплыли не из Армении, не из Арцаха (как Овсеп-Ованес Амирханян), а из Спюрка. Больше всего из Джуги. И началось это в конце ХVI века, когда изверг Шах-Аббас изгнал армян Нахиджевана, большей частью из Джуги.

Кстати, почему мы упорно нахиджеванскую Джугу называем Старой Джугой? Ведь армяне из Джуги, изгнанные в Исфаган, назвали построенное ими поселение в честь родины предков Новой Джугой, как Новый Нахиджеван в Ростове-на-Дону. И этим он уже отличается от истинного названия родного очага. А Джугу мы сегодня должны называть нахиджеванской, помня о том, что вандалы ХХI века снесли с лица армянской земли не просто хачкары, являющиеся шедеврами мировой храмовой архитектуры, но и традиционные надгробья на могилах армян. И сделали это, пользуясь нашей пассивностью, слепотой и глухотой ЮНЕСКО. Сегодня мы должны показать миру все аргументы армянских следов, которые являются исключительными свидетельствами того, что практически все армяне здесь были выходцами из нахиджеванской Джуги. Что же касается трудностей маршрута, то на этом участке действительно он тяжелый и еще тяжелее будет потом.

Достаточно посмотреть, что творится при входе в воды Бенгальского залива. Вот уже четвертый день, можно сказать, яхта стоит на месте, буксует. За это время ветер ни на йоту не поменял своего встречного направления. Вдобавок еще и течение встречное. Так было в самом Малаккском проливе, так продолжается и сейчас. В такие дни на душе бывает скверно. Как-никак речь идет о графике, о том самом плане, о договоренностях. Мы ведь уже и на мотор перестали рассчитывать. Проходят мимо огромные, как горы, суда и завидки берут. Мощные моторы с винтами, похожими на крылья альбатросов, на бешеной скорости обгоняют нас, часто приветствуя гудком.

И все равно мы не могли идти другим маршрутом. Тут ведь дело не в том, чтобы сойти на тот или иной берег и снимать армянские памятники телекамерой. Все равно мы сами все не сможем снять. Хотя подобную задачу мы пытаемся решить с помощью посольств, консульств и предводителей армянских паств. То, что не сумеем снять сейчас, мы сможем снять после, необязательно во время плавания на судне. Ведь идея снять на пленку все без исключения 1700 церквей сама по себе и важна, и бесценна, и реальна в своем исполнении. Не менее важно хотя бы коснуться бортом берега островов, материков, стран, где жил и живет Спюрк. Коснуться бортом с месроповскими буквами, армянским крестом, знаком вечности и названием родины.

Следующая остановка в индийском порту Кочин. Это надо пройти поперек Бенгальского залива. Обойти остров Шри-Ланка. Но до него еще целая вечность. Бенгальский залив просто называется заливом. По площади здесь можно разместить пять Черных морей. Бенгальским называется не только залив. И не только огонь. Мудрые индусы использовали тот самый бенгальский огонь, то есть подожженный пиротехнический состав вовсе не для забавы у новогодней елки, а для световой и цветовой сигнализации. Смесь вливалась в бамбуковую трубку и поджигалась.

Есть бенгальский язык, на котором сегодня говорит народ из Бангладеша. Была вообще страна Бенгалия, разбросанная по Индии, Бангладешу, Пакистану. Все это до 1757 года называлось одной страной с одной философией, культурой. Когда пришли британцы, страну назвали Британской Индией. И 190 лет спустя, в 1947 году, страну эту расчленили на куски, и с тех пор взрываются бомбы, льется кровь. Это нынче называется «привносить в «дикий» край цивилизацию». Хотя, конечно, Индия выиграла войну, навязанную ей.

Да, действительно сложный у нас маршрут. Сложна и история стран, находящихся на нашем пути. Мы их тщательно изучали. Узнали даже о том, что англичане с недоумением говорили индусам, мол, чем вы недовольны, мы же вам принесли науку, ученость. А индусы отвечали постулатом из индийской философии: «Что пользы от учености, направленной на зло?» Когда говорили, мол, мы же вам принесли свет, просвещение, то им в ответ: «Что пользы в светильнике, накрытом горшком?» Когда в Лондоне Махатму Ганди спросили, как это получается, что плохо вооруженный народ побеждает могущественную империю?» Великий дух (так именно переводится Махатма) ответил одним предложением: «Сначала вас игнорируют, потом над вами смеются, позже с вами сражаются, в конце концов вы побеждаете». Вот такая эта самая философия у народа Индии, куда с великим трудом, преодолевая встречный ветер и встречное течение, направляется парусник «Армения».

Зорий БАЛАЯН

golosarmenii.am

Другие статьи категории "В мире":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.