Камо грядеши, Саакашвили?
Пресса Армении, Азербайджана и Грузии пестрит комментариями по поводу интервью М. Саакашвили журналу «The Business Year» — «The Business Year — Azerbaijan 2011».
То ли потому, что номер был посвящен 20-летию независимости Азербайджана, и президент Грузии был сильно воодушевлен этой датой, то ли по какой другой причине, но высказанные Саакашвили в интервью мысли были восприняты в армянских государствах, да и в Грузии с Азербайджаном, как вызов армянскому народу. «Оба наших государства имеют серьезные проблемы в связи с неразрешенными конфликтами, и каждый оппонент Азербайджана и Грузии является врагом обоих наших государств. Наша сила в единстве, и это не просто слова, это реальность», — сказал Саакашвили, и эти слова невозможно воспринять иначе, как зачисление Республики Армения и Республики Арцах в список врагов Грузии. Поскольку со дня выхода журнала прошло уже достаточно времени, а президент Грузии или его администрация не озвучили каких-либо опровержений или объяснений, то мы вправе считать, что озвученная в интервью мысль соответствует государственной политике Грузии.
На верноподданнические излияния президента Грузии в адрес Азербайджана можно было бы не обращать внимания – Саакашвили далеко не царица Тамара, а военачальники вооруженных сил Грузии и мечтать не смеют о полководческом гении Иванэ и Закаре Закарянов. Республика Грузия – не то государство, которого можно было бы опасаться, и речь в данном случае, в основном, пойдет не о Саакашвили и Грузии, а о грузинском и армянском народах.
Странно, что о многовековом добрососедстве наших народов приходится напоминать более чем успешно «интегрировавшемуся» в грузинский этнос недавнему армянину Саакашвили. Но уровень мышления президента Грузии, по-видимому, не превышает уровня мышления мелких вождей индейских племен Америки времен освоения европейцами этой части света, за пару побрякушек поднимающих оружие на соседнее индейское племя. Или вождей нынешних пуштунских племен, готовых убить родного брата за право контролировать очередную тропинку наркотрафика.
Саакашвили «уводит» Грузию из присущего ей цивилизационного поля в беспросветно темные закутки турецкой азиатчины. На этом пути Грузия смертельно разругалась с тысячелетними соседями и союзниками – абхазами и осетинами – успела спровоцировать войну против некогда спасшей ее от турок единоверной России, а теперь еще и пытается зачислить в список своих врагов армянский народ и армянские государства. И все это в обмен на призрачные обещания Запада и возможность обниматься с турками разных мастей. Сказанного более чем достаточно, чтобы констатировать: президент Грузии Михаил Саакашвили недальновидный, если воздержаться от более точного определения, политик.
Существуют цивилизационная объективность, игнорировать которую никому не дано. Армяне и грузины никогда врагами не будут. Собственно так же, как абхазы, русские или осетины не могут воспринимать грузин в качестве врагов. Мы можем завидовать друг другу, соревноваться друг с другом, подтрунивать друг над другом; можем подраться и даже повоевать, но врагами наши народы не будут никогда. Нет такого сценария развития событий, при котором армяне вырезали бы грузинские поселения и наоборот. Собственно говоря, в отличие от тех же турок, ни армянское, ни грузинское мировоззрение не приемлют уничтожение мирного населения, будь это в военное лихолетье или мирное время. А в редких в истории случаях вооруженного столкновения между армянами и грузинами война между нами принимала подобие «джентльменского поведения».
Точно так же, несмотря на отчаянное желание президента Грузии, грузины никогда не смогут стать братьями туркам. Саакашвили является президентом государства, ведущий этнос которого является цивилизационным альтернантом турок. В этих условиях между Грузией и турецкими государствами возможны лишь кратковременные союзы, преследующие цели претворения ограниченных во времени задач. И если Саакашвили до сего дня не сумел понять, что решение временных задач никоим образом не предполагает вражду с естественными союзниками, значит, грош ему цена как политику и президенту Грузии.
Говорится это отнюдь не с целью попробовать изменить мнение президента Грузии относительно врагов и друзей. Михаил Саакашвили в моем восприятии – самодовольный, чванливый, болезненно-мнительный, неадекватный и недалекий человек, тратить время на которого было бы неоправданным расточительством. Ренегат, отказавшийся от этнических корней и стремящийся совершить цивилизационное предательство, не может вызывать уважения. Ренегаты вообще не пользуются уважением, в том числе и у тех, к кому они примкнули. Но сегодня Саакашвили направляет в пропасть дружественный армянскому народу народ, и это обстоятельство не позволяет мне молчать. Ибо заявление Саакашвили по поводу друзей, оппонентов и врагов ставит под сомнение наличие у Грузии будущего.
Судя по всему, Саакашвили, наивно считающий, что Азербайджан подпитывает экономику Грузии, попытался своим заявлением усладить слух и умилостивить душу Ильхама Алиева. Между тем, президент Грузии обязан понимать, что это именно экономика Азербайджана практически целиком зависит от политической и военной стабильности в Грузии, и именно Алиев находится в зависимом от него положении. Нефтепроводы и газопроводы уже проведены, нефть и газ текут в Европу, и Баку, даже при очень большом желании, не сможет прекратить экспорт энергоносителей, как не сможет изменить маршрут трубопроводов. Азербайджан, даже при вошедшей в поговорки неряшливости и нечистоплотности его обитателей, купаться в нефти не будет, ему нужно продавать ее.
«В январе 2008 года, когда Грузия осталась без электричества и газа по причинам, до сих пор мне не понятным, Азербайджан оказал помощь грузинскому народу в ту холодную зиму, даже несмотря на то, что пришлось сократить поставки газа собственному населению», — расчувствовавшийся Саакашвили будто не понимает, что у Азербайджана просто не было другого выхода. При этом признается в своей полной недееспособности, ибо президент страны, не понимающий, почему она осталась без электричества и газа, обязан подать в отставку. Что же касается «сокращения поставок газа собственному населению», то они по сей день не ликвидированы. Алиев ради пары тысяч долларов дополнительного дохода готов заморозить все население Азербайджана, и к «помощи» Грузии это не имеет никакого отношения. Но аллах с ними, Саакашвили и Алиевым, если первому угодно унижаться перед вторым, а второму – пользоваться этим свойством первого.
Объявляя армянский народ врагом Грузии, Саакашвили гарантированно портит отношения между армянским и грузинским народом. Это естественно, ибо какая-то часть населения Грузии действительно голосовала за него во время президентских выборов. В свою очередь, что тоже естественно, немалая часть армянского народа воспринимает слова президента Грузии как отражение мнения грузинского народа. В этом и заключается основное преступление Саакашвили, стремящегося рассорить два дружественных народа.
Помнится, на заре своего президентства М. Саакашвили объявил о своем желании взобраться на Эверест. Затем ему, видимо, объяснили всю авантюрность этого решения. Сегодня приходится надеяться, что в окружении или среди хозяев президента Грузии найдется благоразумный человек, который доступным языком объяснит Саакашвили, что враждовать с армянским народом значительно более трудное и опасное занятие, чем взбираться на Джомолунгму.
Единственным «аргументом» М. Саакашвили в его выдуманной вражде с армянскими государствами является географическое расположение Грузии и кажущаяся возможность блокировать Армению. Однако именно география Грузии является ее ахиллесовой пятой, что легко объяснит Саакашвили любой из многочисленных американских военных советников и инструкторов. Объяснит также, что блокада страны квалифицируется международным правом как акт войны, предполагающий адекватные шаги со стороны блокируемой стороны. Каковы будут ответные меры, и чем они закончатся, надеюсь, Саакашвили догадывается.
Как представляется, Мишико представляет себя не президентом, а царем. Монархом, для которого национальный состав населения монархии не имеет никакого значения, ибо все они воспринимаются им в качестве подданных. История знает немало подобных самодержцев, политика которых в итоге приводила к краху государства. История Австрийской империи – убедительное тому подтверждение. Наличие в стране крупных массивов альтернативных цивилизаций – первый и важнейший признак близкой гибели государства.
В связи с этим грузинскому народу стоит познакомиться с некоторыми статистическими данными. Так, по итогам первой всеобщей переписи населения Российской Империи в 1897 году, в Борчалинском уезде (Квемо Картли) проживало 47 423 армян, 7 863 – грузин и 37 742 татар (будущих азербайджанцев). Сегодня только в этом регионе Грузии проживает не менее 450 тысяч закавказских турок – «азербайджанцев». Данная статистика уже привела к тому, что азербайджанские историки пытаются доказать, что «азербайджанцы» в Грузии являются аборигенами.
Так, Халаддин Ибрагимли – доктор исторических наук и директор Кавказского исследовательского центра в Баку – в изданной три года назад книге «Азербайджанцы Грузии» пытается опровергнуть общеизвестный факт появления первых тюрок на территории Грузии во времена шаха Аббаса, переселившего туда в начале ХVI века кочевые племена Борчалу. Еще спустя несколько десятков лет туда же перекочевало другое тюркское племя – мугалы. Ибрагимли «доказывает», что тюркские племена прибыли на территорию Грузии две с лишним тысячи лет назад. Но и этого мало! Согласно Ибрагимли, перекочевали они туда потому, что на этой территории всегда жили коренные турки, названные Ибрагимли «бунтурками». А новые «открытия» азербайджанских ученых уже подтверждают тюркскую принадлежность Тбилиси.
Цитаты из «трудов» историков братского для Саакашвили Азербайджана можно приводить бесконечно, но проблема не в этом. Проблема в том, что армянские государства сегодня выполняют ту же роль, что и на протяжении многих веков, а именно: прикрывают Грузию от тюркизации. И если такая роль Армении не отвечает интересам Грузии, что ж, грузинский народ волен способствовать претворению политики своего президента. Того самого президента, среди поклонников которого уже находятся люди, называющие Грузию Гурджистаном.
В конце концов, никто не вправе упрекать Армению за то, что ей удалось пережить множество государств региона. В том числе и дружеских.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
ВОСКАНАПАТ