ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ, или БУМАГА ВСЕ СТЕРПИТ
Интервью экс-президента Армении Левона Тер-Петросяна газете «Московские новости», расцветившее действительность яркими красками, тем не менее от сути аодовской правды не увело. Тем более когда какая-то часть правды читателю известна. Речь идет об аспектах переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, а также проводимое Тер-Петросяном сравнение ситуации вокруг Республики Арцах в «его» и не в «его» время.
В интервью на вопрос журналиста: «Плохо, что Карабах не сторона в процессе урегулирования?» Тер-Петросян патетически восклицает: «Это страшно. Это было самое великое достижение армянской дипломатии. И самая глупая, если не преступная ошибка армянской дипломатии, — согласие на то, что Карабах больше не будет стороной в переговорах. Это был вообще конец света для меня». Здесь уместно вспомнить строки из опубликованной 5 ноября 1997 года статьи Левона Тер-Петросяна «Война или мир»: «…заявляю со всей ответственностью: Армения лишь однажды оказала давление на Карабах, убедив его в 1993г. участвовать в переговорах в рамках Минской группы, и это участие полностью себя оправдало», — писал тогда президент Армении Тер-Петросян.
Насколько это участие «полностью себя оправдало», покажет будущее, а пока хотелось бы напомнить Левону Акоповичу, что приглашение на участие в переговорах в рамках Минской группы вначале было более чем странное: руководству НКР предлагалось сидеть в предбаннике комнаты, в которой проводились переговоры, заранее дав согласие на любое принятое там решение. То есть подобное «участие» в переговорах было вызвано исключительно потребностью легитимировать решение судьбы Арцаха без участия избранных представителей самого Арцаха. И это «приглашение» активно поддерживалось Арменией.
В Степанакерте тогда решительно отвергли подобный формат участия в переговорах. Проблема встала с такой остротой, что в Верховном Совете (ныне Национальное Собрание) было проведено заседание, в котором приняли участие и представители депутатского корпуса НКР. Заседание транслировалось в прямом эфире по Государственному телевидению Армении. Именно твердая позиция Арцаха привела к тому, что Степанакерт добился права вето на решения и предложения Минской группы ОБСЕ (в то время СБСЕ).
Тем не менее Тер-Петросян продолжал оказывать давление на руководство НКР. Именно в результате этого давления парламент Армении по инициативе оппозиционных депутатов принял решение, в котором Армении запрещалось подписывать любые документы, в которых Арцах указывался бы как часть Азербайджана.
В интервью «Московским новостям» Тер-Петросян утверждает, что вступление Армении в СНГ создало эффект защиты Армении. Не будучи против участия Армении в СНГ и ОДКБ – значение которой Тер-Петросян всячески умаляет – напомним экс-президенту, что находящийся по сей день под оккупацией Азербайджана Шаумяновский район был захвачен и передан под контроль Баку двумя дивизиями СНГ. И это в то время, когда Азербайджан в этой организации не состоял! С этой точки зрения слова Тер-Петросяна выглядят несколько двусмысленно. «В момент войны Азербайджан не был в СНГ. Там сначала был Муталибов, но через три месяца он вылетел и пришел Эльчибей, который вышел из СНГ. После этого был интервал до прихода к власти Алиева-старшего, и в этом интервале, пока Азербайджан не был членом СНГ, как раз была война. Надо хорошо учить историю, маленькие детали все объясняют».
В самом деле, «надо хорошо учить историю, маленькие детали» многое объясняют. СНГ, принявшее в свой состав стремящуюся туда Армению, летом 1992 года добивалось расположения Азербайджана, и лучшим способом для этого была помощь этой республике в агрессии против Республики Арцах. И эту «маленькую деталь» армянским политикам нужно помнить всегда.
Левон Тер-Петросян в интервью описывает переговорную ситуацию и предложения посредников тринадцатилетней давности следующими словами: «…возвращение части оккупированных или, по нашей терминологии, освобожденных территорий, в которые не включались тогда Лачин и Кельбаджар, размещение по всему периметру новых карабахских границ международных миротворческих сил, разблокирование дорог. Создание – тогда это не произносилось, но имелось в виду, — промежуточного статуса Карабаха. Сохранение всех государственных структур Нагорного Карабаха, в том числе армии, полиции и т.д. Невмешательство Азербайджана во внутренние дела Карабаха. И отложение обсуждения вопроса окончательного статуса на будущее».
Речь идет об отвергнутом армянским народом так называемом поэтапном варианте урегулирования конфликта, который предполагалось начать с возвращения освобожденных районов. Нам ничего не известно о сохранении под контролем Республики Арцах Карвачарского района (это могут подтвердить или опровергнуть лица, непосредственно связанные с переговорами того времени), но вот Бердзор предлагалось оставить под контролем не Степанакерта, а международных миротворческих сил. Однако Тер-Петросян забыл упомянуть, что вооружение у Армии обороны НКР, согласно этим предложениям, предполагалось лишь стрелковое, а сам Арцах – в составе Азербайджана. Ибо в то время и речи не было о неком предполагаемом промежуточном статусе, но четко оговаривалось возвращение покинувших зону конфликта закавказских турок в пределы Арцаха. С учетом «обсуждения вопроса окончательного статуса на будущее» это предложение означало сдачу Арцаха на милость Азербайджана.
Особый интерес вызывает замечание о промежуточном статусе Арцаха, о котором ничего не говорилось, но имелось в виду. Тер-Петросян – опытный политик, и не может не понимать, что никакие молчаливые предположения не могут служить основанием для последующих решений. Тем более для решений, принятых после сдачи территорий. Незакрепленные на бумаге решения, родившиеся в воображении одной из переговорных сторон, не более чем политическая фикция. А в предлагаемом посредниками поэтапном разрешении конфликта речи о каком-либо статусе Арцаха просто не было. Между тем в нынешнем предложении посредников промежуточный статус Арцаха оговаривается специально, а каким он им видится, сообщил личный представитель Действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик – не ниже, чем ныне существующий.
Не имея никакого желания защищать находящиеся ныне на столе переговоров Мадридские принципы, заметим, что в них четко указывается «определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления». Безусловно, над данным предложением еще будут работать как стороны конфликта, так и посредники, однако трудно не согласиться с тем, что оно уже сегодня является более предметным, чем «непроизносимый, но имеющийся в виду промежуточный статус». И фиоритура Тер-Петросяна — «Никакого разговора о юридических последствиях этого референдума нет» — не соответствует действительности.
Тер-Петросян уверяет, что за 13 истекших лет «многое потеряно и то, что можно было сделать 13 лет назад, пытаются делать сейчас, но ценой огромных потерь». А затем вдруг сообщает, что принятие предложений ОБСЕ 13 лет назад «давало ту же самую ситуацию, что мы имеем сейчас, только в территориально сокращенном варианте». Так в чем же плюсы того времени? Неужели только в «международных миротворческих силах и разблокировании дорог»? Дороги будут разблокированы после любого решения по урегулированию конфликта, под которым подпишется Республика Арцах.
Что же касается миротворцев, то не очень давние события в Африке и на Балканах наглядно показали бесполезность этих структур. Армянская армия, и Тер-Петросяну это хорошо известно, способна защитить границы армянских государств, в то время как согласие на ввод миротворцев неминуемо испортит наши отношения с соседом, о значимости которого говорит первый президент Армении.
И последнее. Тер-Петросян в интервью задается риторическим вопросом: «Как Армения будет подписывать соглашение с Азербайджаном о судьбе Нагорного Карабаха? А где тогда самоопределение?». Между тем экс-президенту Армении хорошо известно, что основная цель Армении на переговорах – добиться признания правомочности акта самоопределения Арцаха и провозглашения на его основе в сентябре 1991 года суверенной Нагорно-Карабахской Республики. Как известно и то, что никакое решение по Арцаху не будет принято без согласия населения Республики Арцах.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
ГОЛОС АРМЕНИИ