Жил-был Хофман
Общественный совет под занавес уходящего года обратился к теме антиценностей, которые пропагандируют отдельные отечественные телеканалы. Председатель совета Вазген Манукян по этому поводу заметил, что если раньше закрывал окно, чтобы его дочери не слышали уличную брань, то сегодня эта брань слышится внутри квартиры с телеэкрана. Манукян назвал сие явление новой «философией». Высказались и другие члены совета, но мы не станем далее удерживать внимание читателей на общественных и политических деятелях, которых мало кто слушает. Кому вообще нужен Общественный совет, который ничего не в силах изменить!
Пока поборники подлинных ценностей возмущаются, телеканалы продолжают пропагандировать разврат, насилие и жизнь по понятиям, а в качестве героев модных телесериалов выступают дубиноголовые толстомордые верзилы на крутых иномарках. Они-то и воплощают на телеэкране «армянскую мечту» о материально обеспеченной жизни. И это вполне в духе времени, ибо сегодня материально обеспеченной жизнью живут только дубиноголовые мафиози и обслуживающая их интересы политическая челядь.
Пока наши искусствоведы размазывают по культурным рубрикам серьезных газет сопли по поводу тлетворного влияния телепродукции, ориентированной на растление подростков, индустрия растления продолжает стругать бандитские сериалы, внедряя в молодежное сознание архетип поведения, при котором убийство, насилие, сквернословие — норма жизни. Именно эта телепродукция пестует новое поколение армян, а посему не следует задаваться вопросами: откуда берутся жестокость и неуставные отношения в армии? Почему участились самоубийства в молодежной среде? Почему насилие стало нормой жизни, а бандиты-отморозки — идеалом подрастающего поколения?
Режиссеры и продюсеры телесериалов, пропагандирующих насилие и разврат как норму жизни, зарабатывают на своей продукции неплохие деньги.
Это не философия и даже не субкультура, это обычная топорная пропаганда криминальной морали, которая имеет своего заказчика и которая поставлена на поток. Словом, мы сочли, что вместо «ахов» и «вздохов» по данному поводу следует привести пример из жизни. Мы расскажем о человеке, который сделал для телезрителей своей страны больше, чем все общественные советы взятые вместе. Эта история абсолютно подлинная (ее герой не раз фигурировал на полосах европейской печати), она о том, как поступают люди, которые действительно хотят что-то изменить.
В 1987 году в один ничем не примечательный день житель Кельна, мелкий предприниматель средних лет Августо Хофман отправился в городскую ратушу и зарегистрировал предприятие, состоящее из одного человека — Августо Хофмана — первого профессионального телезрителя Германии. Накануне Хофмана и его жену пригласили принять участие в телешоу, Августо телешоу не понравилось. На протяжении всех последующих лет этот человек боролся с телеканалами, насаждающими насилие, лицемерие, ложь и прочие антиценности, которые вводили в заблуждение и развращали общество. Он написал книгу, пережил множество судебных процессов (наиболее знаменитый из них суд против фальсифицированных сюжетов о мафии и прочих ужасах, которыми пугал публику тележурналист по фамилии Борн), создал первый в мире парламент телезрителей и учредил ежегодный приз зрительских антипатий. Последним лауреатом приза стала Марайки Амаду — автор программы «Фанерное мини-шоу», в которой детишки, наряженные мадоннами и майклами джексонами, кривлялись на сцене под фонограмму. «Она делает из детей дрессированных мартышек», — возмутился Хофман и добился своего — передачу закрыли.
Хофман не был ни фанатиком, ни моралистом. Он был простым добропорядочным человеком, воспитанным на сказках Хофмана и способным отличить добро от зла. На протяжении более десятка лет немецкие телеканалы вынуждены были мириться с тем, что есть Хофман, которому не нравится пропаганда насилия и разврата. Здесь нет преувеличения, так оно и было на самом деле — один неравнодушный житель Кельна в корне изменил всю телевизионную индустрию страны, причем на многие годы вперед…
Возвращаясь к нашим экранным антиценностям, следует добавить, что мыслящая часть общества бандитские и мещанские телесериалы не смотрит. Дети образованных родителей читают «Робинзона Крузо», а не любуются на бандитские рожи, пытаясь, подражая им, «ботать по фене», но ведь кроме мыслящей публики есть среднестатистическое большинство, есть семьи, где бандитские сериалы смотрят подростки. И подросткам эти сериалы нравятся, потому что других ценностей им не привили. Что ж, каждому свое и у каждого свой выбор. В конце концов есть пульт, никто не заставляет смотреть про бандитов, когда, к примеру, в тот же час по другому телеканалу показывают формановский «Полет над гнездом кукушки». Армянское общество — наглядное воплощение той самой кукушки, которая равнодушно позволяет делать со своими детьми все что угодно. Кстати, весьма симптоматично, что по тем телеканалам, где показывают бандитские сериалы, крайне редко можно посмотреть «Треугольник», «Пощечину», «Танго нашего детства», и это понятно: пропаганда — явление однородное, а посему проповедь пошлости и насилия наши телеканалы подают своей аудитории неразбавленной. Для усиления эффекта воздействия, надо полагать…
По уровню дурновкусья от бандитских сериалов не отстают сериалы молодежные и так называемые бытовые. Кладезь пошлости, сентиментальных треволнений в духе индийского кино середины прошлого века. Герои этих телесериалов лишены высоких целей, они постоянно пьют кофе, страдают по любому поводу и с утра до ночи обсуждают чью- то личную жизнь. Обратите внимание, господа, в бытовых армянских телесериалах на работу вообще никто не ходит, зато все одеты по последней моде и даже утром выглядят, словно только что из парикмахерской. Героини этих пошленьких историй говорят исключительно с надрывом, постоянно плачут, ссорятся с домашними и имеют только одну, но пламенную страсть — выйти замуж. Других интересов у героинь армянских телесериалов нет и быть не может, ибо эти размалеванные тетки отродясь книжек не читали, искусству и языкам не обучены, профессии не имеют и, кроме бутиков и ресторанов, никуда не ходят. Спрашивается, кому выгодно пропагандировать эту пошлость как норму жизни во втором десятилетии XXI века?
С телебезобразием, растлевающим неокрепшие души, не могут покончить никакие советы или партии, с ними может справиться только само общество, но обществу нашему, грубо говоря, глубоко наплевать на то, чем кормят детей и подростков телеканалы, а отдельные деятели своим возмущением только привлекают к этим сериалам внимание. Антиреклама — она ведь тоже… реклама. В свое время российский сериал «Бригада» благодаря нападкам критики раскрутился и стал весьма популярным, но российские сериалы про бандитов — это наследие глухих девяностых, российским сериалам про бандитов а-ля «Бандитский Петербург» давно уже пришли на смену сериалы про оперативников и улицы разбитых фонарей. В России давно поняли, что культивирование бандитизма — есть угроза национальной безопасности, в Армении это тоже поняли, но что толку? Кого это может остановить?
Марина МКРТЧЯН
ГОЛОС АРМЕНИИ