Освобожденному Ковсакану – 18 лет

28 Ноя 2011 | Автор: | Комментарии к записи Освобожденному Ковсакану – 18 лет отключены

1 ноября исполнилось 18 лет со дня освобождения Ковсакана (бывший Зангилан), граничащего с Капанским и Мегринским районами Армении. Власти города основательно подготовились к знаменательному событию. Центральная улица города, от здания Мэрии до новой школы, были украшены флагами Армении и Нагорно-Карабахской Республики, соответствующими дню плакатами и транспарантами. У всех жителей города приподнятое настроение, аккуратно и красиво одетые, они к 11 часам собрались на небольшой площади у Мэрии, где установлен хачкар с надписью: «Неосознанная смерть – есть смерть, осознанная смерть – бессмертие» (Егише, историк 5-го века). Прибыли и многочисленные гости из разных регионов Армении и Арцаха. Среди них министры Правительства НКР, губернатор Карвачара, куда входит Ковсакан, азатамартики (добровольцы), участвовавшие в боях за освобождение города, приглашенные лица, в числе которых был и автор этих строк, передает газета армян России «Еркрамас».

Торжественную церемонию открыл мэр города Размик Маркарян, который в 1993 г. освобождал Ковсакан и который пользуется большим авторитетом у горожан. Он кратко рассказал о достигнутых успехах города за последние пять лет: во всех домах есть свет, вода, прокладывается газопровод – ответвление магистрали Иран – Армения на участке Мегри – Капан, государство помогает со стройматериалами, закупает сельхозпродукцию у населения, увеличивается количество жителей города, в том числе и за счет репатриантов из Сирии, Ливана и Ирака, есть даже ассириец и грек. Коснулся он и отрицательных сторон, и самое главное – это плохие дороги (в одной из своих публикаций автор коснулся этой проблемы: см. Но жители не унывают, они полны оптимизма и веры в будущее. Убедительным тому доказательством служит все увеличивающаяся рождаемость детей.

Дальше было награждение отличившихся горожан со стороны Правительства НКР и марзпетарана (губернаторства), которые своим трудом вносят вклад в развитие города. Но самым впечатляющим было выступление детского ансамбля песни и танца Ковсакана, которые исполнили не только арцахские, но и песни и танцы областей Западной Армении (Вана, Муша Сасуна…). Видели бы вы в это время глаза репатриантов-армян… В заключение торжественной части впервые была исполнена песня гусана Гагика, которая так понравилась присутствующим, что единогласно сделали ее гимном Ковсакана.

После 3-х часовой торжественной церемонии, вся процессия прошла до школы имени Национального Героя Армении Татула Крпеяна, где открывали памятник Герою. О Татуле стоит поговорить отдельно. Дело в том, что некоторые детали обстоятельства его смерти многими авторами описываются по разному. Я встретился с боевым другом Татула, который в момент смерти был с ним рядом. Это Аршавир (Аршо) Меликян. Вот, что он рассказал: Татул Крпеян, потомок гордых и свободолюбивых сасунцев, неоднократно поднимавших восстания (1894, 1904, 1915 гг.) против турецкого ига, унаследовал от своих предков их лучшие качества. После событий в Сумгаите, наученный историей и семейными поверьями, он понял, что армянские погромы в Азербайджане продолжатся до полного изгнания армян. Он добровольно поехал в Геташен, поступил в местную школу учителем истории, армянского языка и литературы и одновременно организовывал местные отряды самообороны. К середине декабря 1989 г. в Кировабаде и Ханларе практически не осталось армян. Постепенно покидало свои села армянское население Ханларского района.

И только два села – Геташен и Мартунашен – оказывали сопротивление азербайджанским поползновениям. К этому времени к защитникам этих двух сел присоединились азатамартики из Армении и Арцаха. Вкупе с храбростью и самоотверженностью геташенцев они уже представляли серьезную силу и несколько раз отбрасывали азерский ОМОН далеко за пределы села. Почти полтора года азеры не могли ничего поделать с этими двумя селами. И здесь подоспела печально известная операция «Кольцо», осуществленная советскими войсками. 30 апреля 1991 г. около 10 БТР въехали в Геташен и остановились на вертолетной площадке. 3 БТР выдвинулись вперед и остановились у центра села, неподалеку от больницы. Из одной из машин вышел офицер.

Представился – полковник Машков. Он выдвинул требования: все, кто не имеет геташенскую прописку должен в течение 6 часов покинуть село; населению дается 48 часов, чтобы собрать все самое необходимое и покинуть село. Машков не учел духа геташенцев и азатамартиков, которые ответили отказом. Машков объявил, что не далеко от села расположился азербайджанский ОМОН и готов, при необходимости, вступить в бой. Это еще больше укрепило в народе уверенности в своей правоте и они еще раз повторили: «НЕТ». И тогда полковник Советской Армии произносит чудовищную фразу: «если не примете условия, я прикажу вывести детей и поставить их к стенке». Но не суждено было сбыться его угрозе. Вмиг Татул достает пистолет и приставляет к виску Машкова. От неожиданности стоявшие неподалеку солдаты опешили.

Находясь под угрозой, полковник отдает приказ солдатам удалиться на достаточно далекое расстояние. Татул вместе с Машковым взбирается на БТР. В руках у Татула еще и граната с выдернутой чекой. Договариваются, что все БТР с солдатами покинут село и оставят население в покое. Татул оставляет Машкова и с боевыми друзьями возвращается к больнице. Через некоторое время раздался выстрел, один единственный, который и оборвал жизнь Татула. Кто стрелял? До сих пор нам не понятно. Азерский снайпер или советский солдат? Не знаем. У сильного, мужественного Аршо в глазах появляются слезы.

А памятник Герою был поставлен на средства его боевого друга Армена Шахгельдяна, который после Геташена, вместе с другими бойцами, освобождал Ковсакан. После церемонии открытия памятника, в зале приемов мэрии, в честь Праздника, был дан торжественный обед.

Несколько слов хотелось бы сказать о репатриантах. Трудолюбивые, организованные, они из стран своего проживания привезли технику и технологию обработки земли, засева, ухода и сбора урожая. На огромных территориях они получают в среднем по 28-30 ц с гектара, в то время как местные труженики получают по 17-18 ц. Они с готовностью передают свой опыт, а при возможности, и технику. Активно участвуют и в общественной жизни Ковсакана, говорят, что всегда мечтали жить и трудиться на родной земле. Все они учились в армянских школах, и имена у них Алишан, Тарон, Жирайр, Ваче, Саркис, Тигран… Что касается ментальности и взаимопонимания с местными людьми, то, как они говорят «нас объединяют самое главное – ЯЗЫК, ЗЕМЛЯ и ВЕРА, все остальное мелочи жизни». Мечтают пустить глубокие корни на родной земле.

На следующий день Мэрия провела Общее собрание ковсаканцев, где обсуждались организационные вопросы и самый главный вопрос, который волнует всех жителей региона – это отсутствие духовного центра. Наличие его еще сильнее закрепило бы жителей к этой земле, они могли бы у себя проводить религиозные ритуалы, а не ехать в Капан или Горис, что достаточно накладно. Очень хотелось бы иметь свою церковь, но для этого нужны большие средства. Было высказано общее пожелание, чтобы к 20-летию освобождения Ковсакана, т.е. через 2 года, построить хотя бы часовню и через автора этих строк обратиться ко всем людям доброй воли с просьбой пожертвовать на строительство, что я и делаю.

Другие статьи категории "Карабах":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.