Интервью между рейсами: за что изгнали из театра Роберта Стуруа
Скандал вокруг увольнения из Тбилисского академического драмтеатра им. Руставели одного из законодателей современного театра режиссера Роберта Стуруа не утихает. Множество коллег и просто любителей театра выступили в защиту всемирно известного мастера, все спектакли которого проникнуты идеями добра, справедливости и милосердия.
Но намерение взять интервью у мэтра для нашей газеты казалось практически неосуществимым. Был бы я последним в длинной череде желающих услышать правду из уст Стуруа, который изрядно подустал отвечать на одни и те же вопросы о своем «ксенофобском деле». Как всегда, выручил случай. В середине октября, возвращаясь из Киева, в аэропорту Борисполь за чашкой бессовестно дорогого кофе высматривал в череде ожидающих тбилисского рейса возможных знакомых. Мое внимание привлек добродушный пузатый дядька в панаме с опущенными полями, с вислыми усами, откровенно похожий скорее на героя «Сорочинской ярмарки», чем на франтоватых соотечественников. И только ближе рассмотрев «гоголевского персонажа», я вздрогнул от неожиданности и радости – им оказался всемирно известный театральный режиссер, народный артист СССР Роберт Робертович Стуруа, «грузинский гений с чеховской душой», Робико – так его с любовью называют в Грузии.
Я ринулся навстречу мэтру, признался, что являюсь давним поклонником его таланта и журналистом «НК». Режиссер приветливо пожал мне руку и предложил вместе дожидаться рейса. Рассказал, что возвращается с юбилея своего давнего друга, выдающегося украинского актера, народного артиста СССР Богдана Ступки. Пожалуй, впервые в жизни я просил небеса о задержке рейса, чтобы успеть задать мэтру все вопросы. Но и получаса общения было достаточно, чтобы отмести любые сомнения в несправедливости предъявленных ему обвинений.Самые доступные цены на услуги рекламного агентства на этом сайте.
Все факты его богатейшей биографии, начиная с раннего детства, говорят об обратном. Родился в Тбилиси, детство и юность прошли в Сололаке, в многонациональном «итальянском» дворе на улице Табидзе, где его воспитывали бабушка и тетя-армянка, учился в знаменитой 43-й школе.
Дедушка с бабушкой были старыми большевиками, дед давал Сталину рекомендацию в партию большевиков, за что и поплатился жизнью в годы репрессий. Двоюродный дядя режиссера – известный журналист-международник Мэлор Стуруа. Это та особая городская среда, в которой по определению не могут прижиться ядовитые семена национализма и ксенофобии.
В непринужденной беседе со мной мэтр не оправдывался, но факты его биографии горожанина били карты тех, кто пытался пришить ему ярлык армянофоба. Роберт Робертович почтительно вспоминал Исая Питоева, армянского нефтепромышленника и мецената, который построил и подарил городу один из лучших по красоте и акустике театров мира – академический театр им. Руставели, и приму этого театра Виржинию – мать великого Рубена Мамуляна. Рассказывал о дружбе с главным дирижером своего театра Левой Оганезовым. О работе над одним из первых своих спектаклей «Мученичество Шушаник», посвященного трагической судьбе первой грузинской святой – дочери Вардана Мамиконяна, павшей от рук своего мужа – грузинского царя, принуждавшего ее отказаться от христианства. Перечислял своих многочисленных друзей-армян из театрального мира Армении и России.
И неожиданно сам перешел к главному вопросу – за что его объявили армянофобом? По мнению режиссера, вырванная из контекста его интервью фраза о том, что «президент Грузии является этническим армянином и потому не может прочувствовать всех проблем грузинского государства», явилась, выражаясь на тбилисском слэнге, той «солдатской причиной», по которой его наказали за оппозицию нынешним властям Грузии. В том же интервью он говорил о своем прекрасном отношении к армянской нации, что недоброжелателями было оставлено за кадром. Почему-то никого не тронуло его высказывание о том, что Батуми превратился в турецко-чеченскую уборную, и никто не поспешил навесить на него еще пару фобий.
Гражданской позицией режиссера, по его глубокому убеждению, остается принцип неприятия тех, кто из конъюнктурных соображений скрывает свое происхождение. У нас с грузинами должно быть одинаковое отношение к тем, кто из шкуры лезет, чтобы казаться «большим католиком, чем папа римский».
Недоумение режиссера вызвал и тот факт, что «телега» с обвинениями его в ксенофобии была сочинена в офисе Общегражданского движения «Многонациональная Грузия», которое до недавнего времени находилось в оппозиции к находящемуся у власти «Национальному движению» и именно его обвиняло в наплевательском отношении к этническим меньшинствам, но вдруг потребовало от режиссера извинений за «оскорбление президента». Очень похоже на попытку «засветиться» и получить одобрение руководства страны. В одном из последних интервью в поддержку Роберта Стуруа руководитель информационного агентства Грузинформ, известный журналист и политик Арно Хидирбегишвили назвал «Многонациональную Грузию» «театром одного актера». Действительно, рядом с факсимиле Арнольда Степаняна не было подписей никого из глав общин, формально входящих в совет «МГ», например Гарри Аугуста – руководителя немецкой общины, Гарольда Шмальцера, возглавляющего чешскую общину, Регины Якобидзе – лидера латышской общины или Зинаиды Карухнишвили – лидера литовского союза. Никто из них не требовал объявить бойкот Театру Руставели.
Во-первых, все спектакли театра проходят с неизменными аншлагами и никакие бойкоты им не страшны; во-вторых, объявление бойкота одному из лучших театров мира равносильно объявлению бойкота мировому театральному искусству и грузинскому в частности; и в-третьих, функционеры «МГ», за исключением вышеперечисленных интеллектуалов, никогда не слыли заядлыми театралами и не были замечены в очередях в театральные кассы.
Но руководитель «МГ» призывает великого режиссера извиниться перед президентом. Спрашивается, за что? Может, он его обозвал каким-то непотребным словом? Так ведь сам Михаил Николаевич не раз прилюдно заявлял в ответ на версии о его якобы армянском происхождении: «Я – не армянин, но если был бы им, то только бы гордился!» И еще: «С армянами – я армянин, с азербайджанцами – азербайджанец!» Так что автор подметного заявления несколько ошибся, отнеся имя собственное своей же славной нации в разряд бранных слов.
К несчастью, «телега» сработала и знаменитая на весь мир грузинская театральная школа лишилась своего главного кормчего, которого еще при жизни с полным правом можно назвать в числе тех, кто составляет национальное достояние. Имена великих Верико Анджапаридзе, Вахтанга Чабукиани, Серго Закариадзе, Эроси Манджгаладзе, Додо Абашидзе навсегда останутся в нашей истории. На днях в эту когорту бессмертных вступил и главный герой лучших спектаклей Роберта Стуруа – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, любимец всего Тбилиси Рамаз Чхиквадзе, последними словами которого были слова в защиту Роберта Стуруа.
Режиссер Роберт Стуруа не нуждается ни в защите, ни в сочувствии. И без работы он точно не останется, уже сегодня целый ряд лучших московских театров предлагает ему свои сцены и лучшие условия для постановки его спектаклей, нет недостатка предложений и из-за рубежа. На этот раз из всех предложений он выбрал приглашение своего давнего друга, руководителя московского театра «Et cetera», председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина занять должность приглашенного художественного руководителя театра.
Но в сочувствии нуждаются Тбилиси и тбилисцы, которые невозвратно теряют тех, кто десятилетиями составлял гордость национальной культуры. Мажорной нотой в этой некрасивой и грустной истории могло стать воскресное событие в жизни армянской общины Тбилиси, представители которой собрались в Культурном центре «Хайарттун» при епархии ААЦ в Грузии, с тем чтобы сделать очередную попытку консолидации интеллектуального потенциала общины, на этот раз в форме Союза армянской интеллигенции Грузии.
К собравшимся в зале вновь отстроенного Культурного центра с приветственными словами обратились глава грузинской епархии ААЦ епископ Вазген Мирзаханян и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Грузии Ованнес Манукян. Оба оратора подчеркнули важность и своевременность создания союза, призванного, прежде всего, наладить конструктивный диалог с общественными организациями Грузии для предотвращения любых проявлений ксенофобии, разрушительных для грузинской государственности.
Уж очень хотелось бы верить, что организация нового союза станет успешной попыткой решения актуальнейших проблем общины, а не очередным трамплином для очередного «лидера» в представительные органы власти Грузии, где они все, без исключения, исправно отрабатывают депутатские зарплаты в роли безмолвных «кивал».
Георгий Бергман, Тбилиси
noev-kovcheg