Если шах глуп, пусть идёт войной на лезгин
Уважаемый представитель азербайджанской «интеллигенции»! Прочитав публикацию «Дербент против азербайджанцев» в №32 «ЧК», я понял, что вы, как и другие бакинские авторы всяких пасквилей, утверждаете, что Дербент – это древний азербайджанский город, в котором не место лезгинам и другим дагестанцам. Послушать вас, так в Дербенте жили только «азербайджанцы» и никто кроме них. Как известно, Дербенту официально 2700 лет, и у Птолемея на карте он значится не как Дербент, а как Албанские ворота (заметьте, не азербайджанские!).
Что касается дербентской земли, она была территорией Албанской провинции Лакз. В V и VI веках при воздвижении грандиозных дербентских стен сюда были переселены персидскими царями таты и персы из иранской провинции Табаристан. Впоследствии это название в изменённом виде – Табасаран и табасаранцы – перешло на часть леков-лекзов, оказавшихся под властью персов. И поныне южнее Дербента расположены бывшие ираноязычные сёла, население которых неправильно называют азербайджанскими. Обратите внимание на их иранские названия: Сабнова, Гьимейди, Билкъеди, Белиджи, Нюгди, Митагъи, Мугъарти, Музаим, Хели-Пенджик и т. д.
Средневековые авторы писали: «Оплотом Ширвана являются лезгины». Из-за их непокорности и постоянных войн в Иране сложилась поговорка «Если шах глуп, пусть идёт войной на лезгин». Отмечая воинственность лезгин, азербайджанские тюрки и иные говорят: «Лезги чыхды, хенжел чыхды, канн чыхды», что в переводе значит: «Где лезгин – там обнажится кинжал и прольётся кровь». Высокую честь и достоинство азербайджанцы называют «Лезги намус».
Как Дербент и дербентская земля могут быть азербайджанскими, когда до 552 г. в районе Дербента в Чоре находился лезгинский (албанский) патриарший престол? Правда, позже он из-за неоднократных нападений кочевников – хунов и аваров, пришедших из глубинных регионов Азии и обосновавшихся на Сулаке, был переведён для безопасности вглубь лезгинской земли в город Партав (нынешняя Барда около Карабаха).
Если вы хотя бы немного сведущи в области истории, вы должны знать, что Джума-мечеть, на которую претендуют шииты-азербайджанцы, является переделанной древней лезгинской автокефальной церковью. Она построена ими в IV веке. Аналог её находится в Сирии. Наблюдательный Александр Бестужев-Марлинский ещё в начале ХIХ века догадался об этом. Он просто заметил, что вход в неё не с севера, как обычно бывает в мечетях, а с юга. Для шиитов и суннитов, чтобы они не ссорились, нужно строить отдельные мечети. Стоило бы в Дербенте как в главном городе всего Лезгистана (Северного и Южного) построить огромную соборную мечеть и назначить Верховным муфтием всех лезгин вместе с этническими группами известного в народе своим благочестием шейха Сиражудина Хурикского.
Стоит также рассмотреть предложение вернуть часть территории Джума-мечети в качестве исторического памятника для возрождения христианской церкви. Для этого нужно пригласить из России в Дербент на поселение несколько сот семей христиан-удинов. Они являются этническими лезгинами, которых выжили из районов Южного Лезгистана (села Варташен, Нидж, Султан-нуха и т. д. в Азербайджане). Сейчас удины вынуждены жить разбросанно по всей России в количестве 3700 человек (2002 г.). Восстановив в их лице древнюю культуру лезгин, мы могли бы через неё связаться с христианским миром.
Впервые тюрки появились в Северной Лезгинии в XVII веке. Это отдельные тюркские племена, заселённые при Шах-Аббасе в город Дербент, где к этому времени жили, по историческим документам авторов-современников, черкесы, то есть местные горцы, а также греки и персы. Азербайджанцы или тюрки не упоминаются.
Тюркский, азербайджанский элемент усилился в Дербентской зоне, когда кайтагский уцмий Султан-Ахмад, зазвав из Ширвана и Кубы в XVII веке падаров, шахсевенов и другие тюркские племена, поселил их на территории севернее Дербента. Там они находились в качестве раятов (крепостных крестьян – прим. ред.), и за ними позже закрепился этноним теркемейцы. От них образовалось около десяти сёл: Падар, Салик, Великент, Джемикент, Татляр и т. д. До 30-х годов те этнические группы, которые мы сейчас называем «азербайджанцами» Дагестана, делились официально на отдельные народы: на персов (население Дербента), теркемейцев (север Дербентского района), татов-мусульман (окрестности Дербента) и лезгиноязычное население 9 сёл Табасаранского района. В конце 30-х годов всех их по указке из Азербайджана объединили и назвали «азербайджанцами». Мне непонятно, как совершилось такое «чудо», что ираноязычные персы и таты, тюркоязычные теркемейцы и лезгиноязычные жители Табасарана, которые относятся к различным не то что языковым группам, но даже и семьям, стали азербайджанскими тюрками.
Тем более «азербайджанец», как казахстанец и дагестанец, не этноним, а скорее – гражданство. В таком случае тем более неправильно, если граждан Дагестана назвали гражданами Азербайджана. Совсем другую политику вели по отношению к народу, который в течение 2-х тысячелетий считал себя лекдами-лезгинами: его раздробили на отдельные племена. В одной республике не должна действовать национальная политика двойных стандартов – одних делить, других объединять.
Вас пугает преобладание численности лезгин в Дербенте. Ну, это же естественный процесс. Ведь основное население Северного Лезгистана – это лезгины и этнические лезгины (табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры), а Дербент – главный их город; куда же вы посоветуете им поселяться?
Лезгины в Дагестане – второй по численности народ после аварцев. По переписи 2002 года в Дагестане основные народы следующие:
Аварцы вместе с андо-дидойцами и арчинцами – 758438;
Лезгины вместе с лезгиноязычными – 502630;
Даргинцы вместе с кайтагцами и кубачинцами – 425526;
Кумыки – 365804;
Лакцы – 139732.
Лезгины имеют полное право указывать их численность вместе с этническими группами, как это делают азербайджанцы и другие дагестанские народы.
Лезгины имеют право на свою культурную столицу! Некоторые же хотят, чтобы мы заселяли города, которые контролируются аварцами и даргинцами, чтобы мы там все перемешивались друг с другом и взаимно ассимилировались. Или на худой конец расселиться по всей России и испариться как капелька на раскалённой сковороде. Нет уж. Разве мало мы уступили наших древних албанско-лезгинских городов: Шаки (Щеки), Ганзах (Гендже), ЦIри, Шемаха, ПартIав (Берда), Кьвепеле (Кабеле), Паку (Бакы) и более поздние: Хачмас, КIала (Куба), Закатала и др. Вдобавок к этому «азербайджанцы» (националисты) постоянно претендуют ещё и на Дербент. Просто они придерживаются правила: лучшая защита – нападение. В то же время они, конечно же, прекрасно знают, кто истинный хозяин этой земли, а кто пришелец из алтайских предгорий.
Вы не можете вынести того факта, что мэром города стал Феликс Казиахмедов, не потому, что он не соответствует по профессионализму и деловым качествам, а потому, что он не вашей национальности. Казиахмедов молодой, энергичный и очень порядочный, как о нём отзываются, мэр. За ним стоит народ, в том числе и местные прогрессивно настроенные азербайджанцы.
О «Садвале», который вы называете чуть ли не центром террора, полпред Президента в ЮФО Дмитрий Козак отозвался как о национальном движении лезгин. Народ, который не имеет своей республики и представитель которого не входит в тройку власти (даргинец, кумык и аварец), должен иметь хоть своё национальное движение, через которое, как через парламент, решает свои проблемы. «Садвал» будет существовать до тех пор, пока не свершится конечная цель – воссоединение лезгинского народа.
На самом деле, что не хватает азербайджанцам в Дагестане, ведь они равноправны с коренными большими народами? У них есть республиканское телевидение, радиовещание, свой театр, свои школы, газеты, они являются титульной нацией РД. То есть всё, чего лишены лезгины в Азербайджане. Лезгины имеют полное право требовать принятия ответных мер. То есть вести обучение азербайджанских детей в школах Дагестана на лезгинском, взамен лезгин в Азербайджане, обучающихся на азербайджанском. Вправе они и причислять азербайджанцев в Дагестане к лезгинам, как это делается в Азербайджане с лезгинами, крызами, будугами и хиналугцами. Тогда азербайджанцы убедятся, кто и где ущемлён.
Лучше не поднимайте этот вопрос, иначе вы услышите массу аргументов не в вашу пользу. Живите лучше в мире и согласии, как жили наши предки, и не поддавайтесь провокациям.
Общественно-политический еженедельник «Черновик»
Lezgi-Yar.ru
antituran
Внимательно прочитав статью , меня заинтересовал один вопрос:
— Кому нужен национальный вопрос в Дагестане?
— Кто хочет разжечь войну между мирными народами ?
— И почему автор не упомянул источник своих домыслов?
ПОЧЕМУ вопросом дружбы народов азербайджанского и лезгинского так яростно Jan ARMENIAN занялся? Кто он и что ему нужно выводы делайте сами!!!
Посскриптум : Сама я живу в семье , где мать-азербайджанка. а отец- лезгин!!!
МИР В ДАГЕСТАНЕ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!
Севда Физулиевна, если по вашему вы так внимательно читали статью, очем я честно сомневаюсь, то вы бы поняли что статью не JanARMENIAN писал, а Лезгинский источник очем внизу статьи написано и имя автора и сайт. так что не будьте мнительной такой, я понимаю для вас ермени душманлар, но не надо так все беды кинуть на армян.