«Армянин» для турка – патриот, борец за свою свободу
В свое время А.С. Пушкин написал поэму, к сожалению, незавершенную, известную сейчас под названием «Тазит». В ее основе – вечный конфликт отцов и детей, рассматриваемый поэтом как конфликт взаимоисключающих цивилизаций. Не буду ее пересказывать полностью, хотя кое-что напомнить все же придется. «Какое, к шайтану, «слушать Терек», — кричал в ярости на сына старый чеченец Гасуб. – Убивать, грабить, продавать в рабство – вот единственно достойное сына гор занятие!» «Поди ты прочь! Ты мне не сын! Ты не чеченец – ты старуха, если не убил раненого и безоружного кровника; ты трус, если не ограбил караван тифлисского армянина; ты сам раб, если не поймал бежавшего раба – ты армянин!» Все неприятие чужой цивилизации, несовместимой с цивилизацией «гордых сынов» Кавказа, аккумулировано в этой фразе; цивилизации, типичным носителем которой А.С. Пушкин сделал армянина, не христианина вообще, не грузина, даже не русского, что было бы естественно, а именно армянина.
Наши распространившиеся на север, запад и восток соседи, исповедующие ценности старого Гасуба, часто приводят эту фразу, обкорнанную, вырванную из контекста, в доказательство отрицательного, как они полагают, отношения А.С.Пушкина к армянам: «Ты трус, ты раб, ты – армянин». Грешно смеяться над больным человеком, особенно ушибленным на голову, тем более требовать понимания литературного произведения от почитателей белых и черных овечек, в частности, поэтому мы зачастую просто не обращаем внимания на тот бред и околесицу, которую несут выдающиеся представители этого племенного объединения, но иногда все же приходится тыкать их носом в их же дерьмо.
Национальное самосознание народов Кавказской Албании, в армянской и кавказскоалбанской историографии известных также под собирательным именем «гаргареи» (писатель Фазил Дашлай убедительно доказывает, что это слово означало и означает «соседи»), а также талышей, переживает подъем. Все больше и больше лезгин, талышей, цахуров, аварцев, рутульцев, удин приходят к пониманию того факта, что оккупировавшие их страну турки вовсе не намерены терпеть их присутствие в любом виде и качестве, и уготовили им только два пути – либо полная ассимиляция, то есть отуречивание, либо изгнание.
На дворе, однако, не 1915-й год, не 1918-й, не 1935-й и даже не 1990-й; за прошедшие годы и гаргареи, и талыши поняли простую истину – свободы половинчатой не бывает. Туркам они интересны только как пушечное мясо для войны с нами, и как человеческий материал – для генетического оздоровления своего безнадежно больного организма. В будущем Азербайджане, если таковой останется на карте, закавказские турки коренных народов этой земли не видят.
Для понимания этой истины значительному количеству представителей автохтонных народов Азербайджанской республики понадобилось больше двадцати лет. Два десятка лет для осознания того, что их враги не мы, а турки. Большинство из них сегодня понимает, что никто не даст им избавления: ни Организация Исламская конференция, ни ООН, ни НАТО, ни Россия, что их единственное спасение – в собственной борьбе. У них, наших многовековых друзей и соседей, есть превосходный и, одновременно, убедительный пример: наша национально-освободительная борьба, разгром агрессии закавказских турок и защита своей независимости и свободы, решимость отстоять наше право жить как армяне, а не как потомки черных и белых овец.
На различных сайтах дагестанских народов и талышей, в печатных СМИ появляется все больше статей и призывов быть похожими на армян, брать с нас пример любви к Родине и борьбы за свободу. Это – естественное явление, ибо не может народ, если у него сохранилась национальная идентификация, не стремится к свободе.
Но вот что интересно: талышей, лезгин, аварцев, цахуров, удин – патриотов, заявляющих о своей решимости и готовности бороться за свободу своей Родины, за право жить по собственным обычаям и традициям, закавказские турки обзывают армянами. Выходит, в их понимании всякий человек, независимо от национальности, кто является патриотом, кто любит свой народ и свою страну, и не хочет ни вырождаться в турка, ни становиться беженцем – армянин.
Патриотизм, любовь и стремление к свободе, выраженное желание оставаться самим собой у турок ассоциируются именно с нами, армянами; именно мы, армяне, олицетворяем в их понимании все то, что им непонятно и несовместимо с их образом жизни, с их цивилизацией. Большего комплимента трудно представить. Закавказские турки, называя аварских, лезгинских, удинских, талышских патриотов армянами, тем самым невольно подтверждают тезис А.С. Пушкина: мировоззрение и цивилизация пришлых кочевых турок несовместимы с цивилизацией и мировоззрением коренных народов региона. Более того, закавказские турки сами направляют взоры коренных народов на нас, указывают им, с кого надо брать пример.
Мне кажется, коренные народы Азербайджанской республики совершенно напрасно пишут в своих статьях, что, являясь патриотами своей Родины и своего народа, они не являются армянами по национальности, в чем их, по своему разумению, обвиняют турки. Для турок слово «армянин» уже означает не национальность, а высшее качество человека – качество, аккумулированное в любви к Родине, к свободе и готовности бороться за нее.
Трудно сказать, понимают ли сами закавказские турки, что говорят и пишут, но факт остается фактом: слова патриот и армянин они превратили в синонимы.
Говорят, «заставь дурака Богу молиться – он себе лоб расшибет». Однако на этот раз разбитый лоб закавказского турка служит ориентиром для коренных народов искусственного, незаконного образования под названием «Азербайджан».
Раздан МАДОЯН
ВОСКАНАПАТ