Азербайджан будет состоять из пяти автономий
Дагестан – самая многонациональная республика Российской Федерации – в последнее время слишком часто упоминается в новостях, однако из тревожных информационных сообщений трудно понять, что конкретно происходит в этом субъекте Федерации. О проблемах аварцев – крупнейшего народа Дагестана, разделенного между Россией и Азербайджаном, «Росбалту» рассказал политолог, главный редактор газеты «Новое дело» Марко Шахбанов.
— Сколько аварцев проживают в Дагестане и Азербайджане?
— В Дагестане, по данным последней переписи 2002 года, проживало более 750 тыс. аварцев. На данный момент постоянно живущих в Дагестане аварцев – 813 тыс., еще около 35 тыс., будучи прописаны в Дагестане, проживают за пределами республики. Всего в России, по последним данным, насчитывается чуть больше 900 тыс. аварцев.
В Азербайджане же, по данным переписи, прошедшей в 1999 году, итоги которой опубликованы в открытых источниках, численность аварцев составляет 50,9 тыс. человек. Однако эти данные справедливо вызывают сомнения. Перед развалом Российской империи на территории, ныне входящей в состав Азербайджана, жило 52,5 тыс. аварцев, составлявших две трети населения Закатальского округа, и можно проследить, что численность их с годами только росла.
В составе Азербайджанской ССР, в отличие от Российской империи, аварцы стали быстро исчезать: их численность, стабильно увеличивавшаяся на протяжении предыдущих ста лет, за шесть лет, пока они входили в состав Азербайджана (что произошло по прихоти коммунистов, мечтавших разжечь руками кавказских и анатолийских тюрок пожар революции на Востоке), упала почти в три раза. По переписи 1926 года, аварцев в АзССР оказалось 19,1 тыс. человек. Можно было бы приписать эти изменения языковой и этнической ассимиляции, как это сделали некоторые азербайджанские исследователи, однако за столь короткий срок такие процессы не происходят. На самом деле аварцев попросту записывали азербайджанцами.
Что же мы имеем в итоге? За 87 лет численность аварцев в Азербайджане упала на 1,6 тыс. человек, в то время как численность населения всего Азербайджана за этот период, по официальным данным, возросла в пять раз. Составляя до развала Российской империи около 3% населения территории, вошедшей позже в АР, сейчас аварцы составляют там же всего 0,6% населения. Если же предположить тоже процентное соотношение, сейчас численность аварцев должна была составлять чуть более 250 тыс. человек.
Впрочем, если учесть реальные ассимиляционные процессы, приведшие к фактически полной языковой ассимиляции аварской общины на территории современного Кахского района (12 тыс. человек в начале ХХ века), а также ассимиляцию около 20% аварцев Закатальского и Белоканского районов, эта цифра должна быть несколько снижена. По подсчетам исследователей, численность аварцев Азербайджана на данный момент составляет около 160-170 тыс. человек.
— С какими проблемами они сталкиваются в АР? Каковы пути их решения? Можно ли назвать дружественными, братскими отношения рядовых аварцев и азербайджанцев?
— Проблемы аварцев в Азербайджане столь многочисленны и затрагивают столь широкий спектр вопросов, что нуждаются в специальном монографическом исследовании. В сфере образования главным вопросом является преподавание аварского языка, вернее, его отсутствие в 70% аварских, по национальному составу учеников, школ Азербайджана — к примеру, в таком большом селении, как Эхеди Тала, с восьмитысячным населением и тремя средними школами. В начале 90-х годов здесь начали преподавать аварский язык, но после нескольких дней обучения силами районной власти и спецслужб это было запрещено. Да и в тех школах, где аварский имеется в качестве факультативного предмета, он преподается лишь 1-2 часа в неделю, чего явно недостаточно. К тому же лишь около 10% учителей аварского языка имеют специализированное образование. Не хватает учебников. Дагестан может как подготовить кадры, так и обеспечить учебниками, но Баку против и того, и другого.
Власти АР, даже при транслировании закатальским районным телевидением «Айгюн-ТВ» аварских музыкальных клипов в качестве телепрезентов, встали на дыбы и чуть не закрыли канал. В Белоканском районе Дибир Мустафаев — владелец частного канала «ДМТВ» — лишился своего детища, а его брат был жестоко убит (на его теле насчитали 27 ножевых ранений). Следы преступления вели к брату районного главы, однако делу не дали ход, а у Мустафаева отняли лицензию на вещание. Фактически власти АР действуют против общественных деятелей, поднимающих тему аварского языка, методами средневековой инквизиции.
Культура в таком же положении. Ежегодный фестиваль аварской культуры в Закатале, проводившийся с 1992 года, в 1998 году был запрещен. Тогда полиция арестовала около 30 аварцев. Аварское общество имени Имама Шамиля под руководством Магомеда Исаева почти ничем не занимается. Министерство юстиции под разными предлогами не допустило регистрации общественной организации «Дир Ватан» («Моя Родина»).
В девяностых годах происходили уголовные преследования и даже убийства общественных деятелей. Они и сейчас имеют место. После ареста Гаджибека Закатальского по сфальсифицированному делу о подготовке свержения власти (в качестве доказательства — подброшенная во двор граната и разбросанные листовки, в которых нет никаких призывов, да и их изготовление предпринимателем тоже никак не доказано) в Закатальском районе не осталось ни одного аварского бизнесмена даже средней руки. В 1996 году в центре Баку был убит депутат Милли Меджлиса, лидер аварской общины Али Анцухский. Следы преступления вели к клану Гейдара Алиева, но его «повесили» на аварцев, в частности, на человека, который в момент совершения преступления находился в 500 километрах. После этого произошла целая серия убийств влиятельных аварцев в Закатальском регионе.
В итоге аварцы имеют по три человека в качестве руководителей второсортных отделов аппаратов районных администраций Белоканского и Зактальского районов.
Между простыми азербайджанцами и аварцами, конечно, каких-либо разногласий нет – большинство этих вопросов возникает на государственном уровне. Путь решения проблемы один – предоставление аварцам автономии, в которой аварский язык получит статус регионального языка.
— Насколько безоблачно проживание аварцев в РФ? Возможно, и тут есть свои сложности, связанные именно с национальной принадлежностью?
— Положение аварцев в России, безусловно, не безоблачно. Здесь есть свои проблемы, глупо было бы отрицать их существование, однако они связаны не с национальной принадлежностью, а с другими вопросами. В России главной проблемой является языковая, то есть постепенное уменьшение роли родного языка в социальной жизни аварцев.
— Официально Азербайджан не имеет территориальных претензий к Дагестану, однако эта тема регулярно поднимается в неофициальных беседах. Насколько они серьезны и при каких условиях могут попытаться быть реализованы? Слышала про портрет Гейдара Алиева, висевший в кабинете главы Дербентского района Дагестана. Неужели это правда?
— Про портрет – да, правда. Во всех неофициальных беседах и в научных исследованиях навязчиво проводится идея об «азербайджанском городе Дербент», хотя таковым он никогда не был и, даст Бог, никогда не будет. В 1918 году делегация созданного турецким экспедиционным корпусом государства Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) предъявила на Версальской конференции карту, на которой часть Дагестана южнее современного Избербаша входила в состав АДР. С советизацией АДР и образованием АзССР амбиции бакинской элиты не улетучились. Даже азербайджанские историки пишут, что первый секретарь АзССР в 1938-53 годах Мирджафар Багиров считал районы Южного Дагестана своими «историческими землями» и прилагал немалые усилия к их «возвращению».
Эта доктрина принята на вооружение и современной Азербайджанской Республикой, хотя по понятным причинам не может быть провозглашена официально. В качестве примера приведу агитационный клип, размещенный на одном из авторитетных азербайджанских сайтов. В клипе на азербайджанском языке рассказывается о «Великом Азербайджане», который тянется от пригородов Тегерана до южных окраин Тбилиси и от Еревана до Дербента включительно. Текст гласит, что последующий материал подготовлен министерством национальной безопасности АР для дискуссионных обсуждений.
Ничего себе дискуссия, если МНБ собирается предъявлять территориальные претензии всем соседям Азербайджана. Армении, к примеру, вообще не оказалось места, Грузии предъявлен счет на 8,7 тыс. кв. км, Ирану — на 250 тыс. кв. км, России – всего лишь на 7 тыс. кв. км, то есть на весь Юждаг (Южный Дагестан). Закадровый голос азербайджанского Левитана озвучивает текст следующего содержания: «Шесть процентов земель – территория Дербентского ханства (7 тыс. кв. км) – входят в состав Российской Федерации».
Как видно на примере этой агитки, а также многих других фактов, азербайджанские амбиции по «возвращению» Юждага не потеряли актуальности и сейчас. Для достижения этих целей активно используются и азербайджанские СМИ, распространяющие самые нелепые слухи и откровенные провокации. Как пример, назовем материал под прямолинейным названием «Южная часть Дагестана должна быть присоединена к Азербайджану».
Власти АР замечены и в действиях явно антироссийского характера. К примеру, в 1994 году зафиксирован факт поставки оружия в Южный Дагестан. Министр внутренних дел АР Рамиль Усубов в азербайджанской прессе заявлял об этом и других фактах незаконного, носящего антироссийский характер оказания помощи дагестанским азербайджанцам по личному указанию Гейдара Алиева. Баку продолжает вмешиваться в ситуацию в южном Дагестане и считать эту территорию своей, хотя официально заявлять об этом, конечно, не может.
— Несмотря на то, что дагестанское руководство не считает необходимым ставить перед Баку вопрос о необходимости соблюдения прав аварцев (как и лезгин) в АР, соседи полагают, что эта проблема муссируется Россией с целью оказания давления на Азербайджан. Как вы могли бы это прокомментировать?
— Азербайджану нужно как-то объяснять недовольство этих народов ущемлением своих прав, вот он и говорит о коварной русской (как вариант, армянской, иранской или еще какой-то) «руке». У официального Баку виноваты все, кроме него самого. Можно сказать, что сейчас проблема нарушения прав этих народов приобрела большее значение, чем несколько лет назад, но дестабилизация ситуации на Северном Кавказе, к чему как раз-таки причастен Баку, несколько отвлекает внимание Москвы и Махачкалы от этих вопросов. Воспользовавшись этим, Баку начал нагнетать ситуацию в Закатальской зоне, чтобы загасить рост национального самосознания у аварцев и, шире, этнических дагестанцев — коренных жителей этого региона.
— При каких условиях тема нарушения прав национальных меньшинств в Азербайджане может стать одним из вопросов, определяющих российско-азербайджанские отношения?
— Если говорить о возможности большей актуализации этого вопроса для Москвы, то такое развитие ситуации возможно в случае, если Баку, как и Тбилиси, более явно будет проводить антироссийскую политику на Южном Кавказе. Чем, впрочем, он уже занимается, только в скрытой форме, через общественные организации и фонды, а также агентов влияния. К примеру, весь наркотрафик через азербайджанско-дагестанскую границу идет через этих самых агентов.
— Можно ли говорить об аварцах как о разделенном народе? Представляет ли это проблему и каковы пути ее решения?
— Безусловно, аварцы являются разделенным народом хотя бы потому, что около 20% его представителей проживают на территории Азербайджана и являются его гражданами. Думаю, предоставление автономии для аварцев, живущих в трех районах (Белоканский, Закатальский и Кахский), стало бы оптимальным решением национального вопроса. Аварцы составляют там абсолютное большинство (по подсчетам независимых исследователей- около 55% населения), являются коренными жителями данного региона. Вместе с тем предоставление автономии аварцам никак не ущемляет интересы и права азербайджанцев или дагестаноязычных народов этого региона (цахур и рутульцев). Если учесть, что цахуры и рутульцы вкупе составляют еще 10% населения этого региона, то получается, что две трети жителей этих трех районов – этнические дагестанцы. Нужно учесть и то, что грузины составляют 7%, а сами азербайджанцы – менее 30% населения этих районов.
— Имеются ли иные пути национального самоопределения?
— Других путей, кроме автономизации, – как то раздел страны, образование отдельного государства или присоединение к третьему государству — аварцы Азербайджана не приемлют.
— Как вы относитесь к возможной федерализации Азербайджана, учитывая, что официальный Баку отказывается даже обсуждать эту идею?
— У Азербайджана, если его руководство хочет распространения своей юрисдикции на всю территорию бывшей Азербайджанской ССР и одновременно намерено решить проблемы национальных окраин (талышского, лезгинского и аварского регионов), нет другой альтернативы, кроме как предоставить национальные автономии четырем коренным народам АР. Кроме того, почему аварцы, лезгины или талыши не имеют права иметь автономию, которая предлагается карабахским армянам? Значит, официальный Баку ставит христианский народ выше мусульманских – так простой народ понимает эту ситуацию, хотя я сам с такой несколько провокационной постановкой вопроса не согласен. Но, опять же, возникает вопрос – почему нахичеванцы, не будучи национальным или религиозным меньшинством в Азербайджане, обладают автономией, тогда как трем вышеуказанным народам запрещается даже думать о ней. Что, нахичеванцы в Азербайджане — люди высшего сорта? Как еще понимать наличие Нахичеванской автономной республики, единственное отличие которой от остальных регионов страны – ее анклавное положение?
Полагаю, Азербайджан будет состоять из пяти автономий: Армянской автономной республики с центром в Степанакерте, Талышской автономной республики с центром в Ленкорани, Лезгинской автономной республики с центром в Кусарах и Аварской автономной республики с центром в Закатале. Плюс к этому статус автономной республики сохраняет Нахичевань. Если Баку не хочет пяти автономных республик в составе одной Азербайджанской Республики, то эти автономии можно назвать по-другому, но факт остается фактом – без федерализации Азербайджан столкнется с серьезными проблемами не только внутри страны, но и на международном уровне. Ведь народы, которые добиваются автономии, имеют за пределами Азербайджана свои государства, республики или влиятельные, многочисленные общины. Большинство представителей всех этих народов проживают за пределами Азербайджана по всему периметру границ, и потому в случае попыток «загасить» проблему силовым путем Баку неизбежно столкнется с проблемой территориальной целостности. Азербайджану еще предстоит столкнуться со все большим противодействием политике ассимиляции или другим рычагам «решения» национального вопроса.
— После признания независимости Южной Осетии особенно активизировались лица, призывающие к созданию единого осетинского государства вне рамок РФ. Возможен ли аналогичный сценарий после провозглашения аварской автономии в Азербайджане? Мечтают ли лидеры аварского национального движения о национальном государстве? Или в будущем возможно присоединение (будущей) автономии к России?
— Устремления российских аварцев в свое время, хотя и в несколько эксцентричной манере, выразил всемирно известный аварский поэт Расул Гамзатов: «Мы добровольно в состав России не входили и добровольно из ее состава не выйдем». То есть речь идет о том, что ни в коем случае, даже если чисто гипотетически ставить вопрос о вероятности возникновения независимого аварского или дагестанского государства (вопрос, который не возникает в головах и самых отъявленных националистов), инициатива в любом случае будет исходить не из Махачкалы, а из Москвы или, вернее, от «окопавшихся» в столице нашей страны структур, цель которых – развал России.
— Когда вы еще работали в независимом дагестанском еженедельнике «Черновик», азербайджанцы обвинили вас в получении денег от армян и конкретно от аналитического центра «Митк». Наличествует ли связь между аварским национальным движением и Ереваном?
— Как я уже говорил, в проблемах Азербайджанской республики, по логике ее идеологов, бывают виноваты все, только не они сами. Конечно, и дальше можно действовать по принципу вора, который первым призывает бороться с фактами присвоения чужого имущества. Но уже пора понять, что постоянно это действовать не будет. Если говорить о получении денег от «Митка», армянских спецслужб или еще каких-то армянских организаций, то эти сведения, распространяемые азербайджанскими СМИ, мне известны, и, посмеявшись над ними, я даже дал перепечатку одного такого сообщения в «Черновике». Но, видимо, маразм крепчает, и у бакинских «товарищей» нет других аргументов. Ответственно могу заявить, что ни один аварец или аварская организация, занимающаяся национальными проблемами, не получали и не собираются получать денег из Армении.
Если говорить о контактах между аварскими организациями и Ереваном, то они имели место в начале девяностых годов, когда лидер одной из организаций, Гаджи Махачев, занимался проблемами пленных граждан АР, лезгин и аварцев, помогая вывезти их из Степанакерта. Больше контактов между аварскими и армянскими общественными организациями или госструктурами не было, хотя азербайджанские спецслужбы по расследованию ими самими же и спровоцированной провокации в 2001 году «вышли» на армянский след, и двое стариков под пытками сознались, что получали от армян деньги на создание аварского государства. Один из них умер более года назад в азербайджанской тюрьме в возрасте 78 лет, а другой, которому также за 65, находится при смерти. Первого азербайджанские тюремщики убили, второго сейчас медленно убивают… Я уже не говорю о десятках погибших в тюрьмах молодых и немолодых людях, вся вина которых заключается в том, что они хотели быть аварцами, говорить на аварском языке, изучать его в школах и читать на нем газеты и книги, выпущенные на территории АР.
— Приходится ли вам бывать в Азербайджане или дорога туда закрыта в связи с вашей политической позицией?
— В Азербайджане я с момента совершеннолетия не был и пока что не собираюсь туда ездить. Однако местные аварские общественные организации прекрасно владеют всей полнотой информации по территориям, населенным этническими дагестанцами, — так называемым Южному Лезгистану и Южному Аваристану, так же, как и по аналогичным территориям в Грузии.
Беседовала Яна Амелина
rosbalt.ru