Азербайджанская сенсация от Союна Садыкова!

19 Ноя 2011 | Автор: | Комментарии к записи Азербайджанская сенсация от Союна Садыкова! отключены

Московский Кремль назван в честь азербайджанца по имени Керимли. Нет, это не новая версия гоголевских «Записок сумасшедшего», это цитата из интервью газете «Московская правда» за 28 августа 2011 года президента Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России (ФНКА АзерРос) Союна Садыкова.

«Я приведу, — патетически заявляет он, — один яркий пример из истории, характеризующий уровень отношений между нашими (азербайджанским и русским) народами. Возможно, многие не знают, что по приглашению царя Ивана III (1462–1505 гг.) в Москве работали не только итальянские мастера – архитекторы, художники и инженеры, но и большая группа мастеров из Азербайджана. А постройкой белокаменного Кремля руководил зодчий-азербайджанец, которого звали Керимли. И даже камень для строительства доставлялся из Азербайджана. Существует версия, что в честь этого мастера и был назван Кремль».

Позвольте спросить, а как же быть с остальными 20 с лишним историческими памятниками в Пскове, Суздале, Коломне, Угличе, Новгороде, Ростове, Казани и т.д.? Эти кремли строились в разные века, как же вездесущему Керимли, словно привидению, удавалось перемещаться из века в век начиная с середины ХI столетия?

Зачем Союну Касумовичу понадобилось выставлять себя на посмешище? Прежде чем знакомить россиян со своей экстравагантной версией, заглянул бы он, скажем, в Толковый словарь русского языка, откуда узнал бы, что «Кремль – то детинец, внутренняя крепость, крепость внутри города, стена с бойницами, воротами, башнями, ограждающими важнейшую часть города, дворец, казну».

Ни в какой публикации об истории строительства Московского Кремля не упоминаются иные имена, кроме итальянских зодчих. И Садыков, разумеется, не называет источник, откуда он выудил такую сногсшибательную сенсацию!

Садыков не согласился и с мнением корреспондента о том, что его «соотечественники появились в Москве еще в ХVI веке». Оказывается, «связь между азербайджанцами и русскими» существовала уже в раннем средневековье: одна из жен персидского шаха Бахрама была «русская царевна». Глава российских азербайджанцев в подтверждение этого «исторического факта» процитировал строки из поэмы «Семь красавиц» персидского поэта и философа ХII века Низами (которого в Баку тоже «обазербайджанили»): «…Там розовощекая славянская княжна/Цветом сходна с пламенем, как вода, нежна». И затем с чувством добавил: «Как видите, еще девять веков назад азербайджанцы и русские (славяне) знали друг о друге и поддерживали между собой отношения». Вот так, выясняется, что российско-азербайджанские связи зародились в гареме персидского шаха Бахрама из «Семи красавиц» Низами, хотя правители Персии, в том числе шах Бахрам, не имели никакого отношения к нынешним азербайджанцам, предки которых, как известно, появились в Малой Азии лишь в Х-ХI веках. (Н.А.Морозов. Об исторических пустынях между Тигром и Евфратом. – Электронный журнал «Арт@Факт», № 2, 2006.)

Сетуя на то, что есть «еще много нераскрытых страниц истории взаимоотношений наших народов», Садыков решил «открыть» одну из них. «Знает ли кто-нибудь, что во время войны России с наполеоновской Францией мусульмане проявили чудеса храбрости, защищая страну в составе первого мусульманского полка, которым командовал наш соотечественник Василий Давыдович Бейбудов?» – спрашивает он в интервью.

Действительно, мусульманские воинские части, укомплектованные из башкир и приволжских татар, в Отечественной войне 1812 года сражались в составе и русских регулярных войск, и партизанских соединений. Они участвовали и в Бородинском сражении, проявив незаурядную храбрость. Но при чем тут азербайджанцы? Ведь значительная часть кавказских татар, или тюрок, которых только в ХХ веке стали называть азербайджанцами, проживала тогда на землях, входивших в состав Персидской и Османской империй и не отошедших еще к России.

Что касается «соотечественника» Союна Касумовича «азербайджанца» Василия Давыдовича Бейбудова, который якобы «командовал первым мусульманским полком» в битве при Бородино. В Бородинском сражении действительно участвовал поручик Василий Осипович (Иосифович) Бебутов (Бейбутов) из старинного армянского княжеского рода Бебутовых. Он родился в Тифлисе в 1791 году, избрал карьеру профессионального военного, участвовал в Отечественной войне 1812 года и в русско-турецкой 1806–1812 годов, дослужился до генерала от инфантерии, командовал корпусом русских войск в 1853–1856 годах и, уйдя в отставку, вернулся в Тифлис, где и умер в 1858 году. Для расширения кругозора г-на Садыкова могу добавить, что в Отечественной войне 1812 года, и в частности в Бородинском сражении, участвовали и другие армянские военачальники, в частности полковник Абамелик, генерал-майор Ахшарумов, генерал-лейтенанты Ростом Мадатов и Аршак Тер-Гукасов.

Садыков безудержно фантазирует о давних российско-азербайджанских связях и для пущей убедительности ссылается даже на купца Афанасия Никитина, который в книге «Хождение за три моря», как просвещает нас Союн Касумович, рассказывал о «своем пребывании в Ширванской земле». Читал ли действительно эту книгу г-н Садыков? Ведь там рассказана поучительная история о том, как судно, на котором плыл Афанасий Никитин со товарищи, потерпело крушение под Тарками в районе Дербента, купцов арестовали, а товар их разграбили. Добравшись до Дербента, пошли они к шаху Ширвана Фаррус-Ясару просить помощи. В комментариях к путевым заметкам Никитина говорится, что Ширван был независимым государством, которое располагалось в северо-восточной части нынешнего Азербайджана, но ни слова о том, что Ширваном владели предки современных азербайджанцев.

Но почитаем, что же пишет сам Афанасий Никитин: «Поехали мы к ширваншаху в ставку его и били челом, чтоб нас пожалел, чем дойти до Руси. Да не дал он нам ничего: дескать, много нас. И разошлись мы, заплакав, кто куда; у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь; а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят. И иные остались в Шемахе, иные же пошли в Баку работать» («Хождение за три моря Афанасия Никитина». Издат-во «Наука», Ленинград, 1986, с. 45).

Неужели такое «гостеприимство» ширваншаха, если уж Садыков считает его своим предком, может служить иллюстрацией к утверждению, что «примерно в это же время правители начали обмениваться посольствами, вести речи «о дружбе и согласии», слать друг другу подарки»?

Естественно, напрашивается вопрос: зачем президенту АзерРоса понадобилось вступать на такую зыбкую почву, рискуя быть уличенным в недостойном для общественного деятеля поведении?

Откровенная ложь, бесстыдная фальсификация исторических фактов, касающихся истории народов Закавказья, захлестнули в последние десятилетия все азербайджанское общество. Пожалуй, ни один народ на постсоветском пространстве не тратит столько усилий – интеллектуальных и материальных, чтобы переписать свою историю. В 70-80-х годах прошлого столетия эти лихорадочные поиски «правды» о происхождении азербайджанцев как этноса еще можно было объяснить комплексом неполноценности, желанием найти национальную идентичность.

Однако в последние десятилетия распространение небылиц о происхождении азербайджанского народа, о «тысячелетней азербайджанской государственности», присваивание культурного наследия других народов Южного Кавказа, претензии на «древность» и варварское уничтожение материальных свидетельств автохтонности армян и других народов Кавказа преследуют уже захватнические цели. Азербайджан является единственным государством на Кавказе, которое предъявляет территориальные претензии к Республике Армения, вынашивает планы захвата Нагорно-Карабахской Республики, претендует на часть территории Ирана и объявляет российский Дербент «азербайджанским». Потому в Баку и лгут напропалую – и в большом, и в малом.

Вот характерный пример. Летом этого года по каналу «Культура» показали документальный фильм об Азербайджанском государственном театре оперы и балета. Гидом съемочной группы выступал молодой человек по имени Авис Абдуллаев, полагаю, солист театра. Корреспондент, выразив восхищение архитектурой здания театра, построенного в стиле классического барокко, поинтересовался историей его строительства. На что Абдуллаев, не вдаваясь в подробности, небрежно ответил: «Кучка азербайджанских миллионеров скинулась и построила его». Это была откровенная ложь: он не мог не знать, что здание оперного театра, которое до сих пор является украшением столицы Азербайджана, построили армянские меценаты.

Если бы этот молодой человек сказал «кучка бакинских миллионеров», можно было бы понять его: в Азербайджане на государственном уровне культивируется ненависть к армянам, поэтому не принято упоминать об их участии в «прошлой жизни» страны. Но гид съемочной группы, говоря о строителях оперного театра, сознательно соврал.

Здание оперного театра в Баку построили в 1910–1911 годах на принадлежавшем им земельном участке в центре города армяне – братья Маиловы. Даниил Лазаревич Маилов был крупным рыбопромышленником и финансистом, а его брат Илья Лазаревич – известным в Баку врачом. И хотя в 1930 году театру было присвоено имя азербайджанского драматурга М.Ф. Ахундова, бакинцы в течение еще многих десятилетий называли его маиловским.

История строительства этого театра интересна и даже романтична, хочу рассказать ее Садыкову, как руководителю «культурной автономии». В 1910 году в Баку гастролировала известная русская певица Антонина Васильевна Нежданова. Она выступала в здании биржи, в казино, «Зимнем клубе» и даже в цирке, поскольку в городе не было ни филармонии, ни оперного театра. На прощальном обеде по случаю окончания гастролей певицы Даниил Маилов, который влюбился в нее без памяти, спросил примадонну, когда она собирается в следующий раз осчастливить бакинцев своими концертами. Нежданова в ответ выразила недоумение, что в таком городе, как Баку, нет оперного театра. Она добавила, что уезжает на гастроли в Японию и вернется в Россию только через год. Маилов пригласил Нежданову открыть в Баку через год оперный театр.

Здание оперного театра вместимостью около 1800 мест было построено за 10 месяцев. Его открытие состоялось 28 февраля 1911 года постановкой оперы «Борис Годунов», в которой партию Марины Мнишек исполнила приехавшая на торжество Нежданова. В присутствии приглашенных на торжество именитых жителей города Маилов преподнес своей музе венок, составленный из пятисотенных ассигнаций. Такова правда о «кучке азербайджанских миллионеров» и бакинском оперном театре.

Что же касается интервью Союна Садыкова «Московской правде», то нельзя исключить и следующего шага: Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России обращается в правительство РФ с предложением установить на Спасской башне мемориальную доску в память о «строителе» Московского Кремля Керимли, мифическом сыне азербайджанского народа.

Источник: NovostiNK.ru

Артем Меликян, политолог

Другие статьи категории "Азербайджан":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.