По протоптанной дорожке фальсификаций
Новости Армении – JanARMENIAN.RU приводит статью Шагена МКРТЧЯН, опубликованную в Собеседнике:
Подлог, преследующий определенные историко-политические цели, начинается с подлога и маскируется все тем же подлогом. Естественно, многократно повторенная ложь начинает казаться правдой. Этот испытанный метод последовательно применяется Азербайджаном. Одно из ярких тому доказательств — обширная статья азербайджанского фальсификатора Джамиля Гасанлы «Присоединение Карабахского ханства к Российской империи: исторические реалии и мифы» (ИА REGNUM, 30 июля 2011 г.). Сам заголовок должен свидетельствовать якобы о том, что азербайджанцы представляют историю объективно, а написанное армянами — миф.
Однако сама статья Гасанлы являет собой не просто миф, но и откровенную нелепицу. И действительно, какова была нужда в новом пересказе, причем без единого нового факта, общеизвестных материалов, за прошедшие 250 лет многократно изученных, проанализированных и нашедших свое прочное место в энциклопедиях и ставших классическими исторических трудах? Но, как оказывается, нужда такая была.
Вышеназванная статья неопровержимо свидетельствует, что автор ее не мог не отозваться на зов разных больших и малых алиевых и по мере сил своих тщится «доказать», что не только Арцах, но и вся Армения — «исконно азербайджанская земля».
Подлог Джамиля Гасанлы начинается уже с самого названия. Во-первых, ханство это называлось «Шушинское и Карабахское ханство. И нет никакого документа, который засвидетельствовал бы «присоединение к Российской империи». Это собственное мифотворчество автора, механический повтор лжи, придуманной академиком М. Исмаиловым. В свое время арцахский историк Ваан Арутюнян опубликовал обширную критическую статью, в которой с помощью неопровержимых фактов разгромил «академика-муаллима» (см. газету «Азат Арцах», №№ от 12 и 15 октября 2002 г.). Статья эта выходила и на русском. Я вынужден спросить Гасанлы: неужели он не знал об этом, а если знал, то почему не упомянул в своей статье, продолжая в прежнем духе искажать и извращать историю Арцаха, тем самым вводя в заблуждение русскоязычного читателя?
Чуть ли не с возгласом «эврика!» Гасанлы сообщает, что в начале XIX века большинство населения Карабаха составляли мусульмане, то есть азербайджанцы. Для опровержения этой лжи обратимся к официальным документам. На стр. 76 «Полного свода Законов Российской империи» черным по белому написано: «В Карабахе в конце XVIII века в абсолютных цифрах насчитывалось 110 тысяч душ армян». А в докладной царю командующего российской армией на Кавказе князя Цицианова, написанной 30 декабря 1804 года, указывается, что «Ибрагим-хан (шушинский) имел до 60000 домов одних карабахских армян…» (см. «Акты», т. 2, с. 22). Здесь не учтено число армян, не находящихся в подчинении хана Ибрагима, а таких насчитывалось 50 тысяч (см. «Список налогов церкви», ГИАА, фонд VI, глава 120, с. 71). А вот еще более точные данные: согласно спискам, составленным в 1823 г. действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым, армяне в Карабахе составляли 84,6, татары — 14,7, а курды — 0,7 процента населения (см. «Описание Карабахской провинции», Тифлис, 1866, с. 260). Как видим, никаких азербайджанцев в Карабахе и в помине нет, если, конечно, не считать за азербайджанцев татар. После всего вышесказанного утверждения Гасанлы кажутся просто смешными.
На одной из страниц своей статьи он пишет: «Среди населения Карабаха армяне составляли ничтожный процент» и что их насчитывалось всего 2500 семей, и в конце статьи — что до русско-персидского Туркменчайского мирного договора «численность армян была почти равна нулю». А затем цитирует байки Гейдара Алиева: «Переселение армян в мусульманские области Южного Закавказья началось лишь после русско-персидских войн 1804-1813 и 1826-1828 годов», причем большая часть их переселилась якобы в Карабах, в результате чего «в 1823 году армяне составили в Карабахе одну пятую часть населения» (см. «Независимая газета», 28 ноября 1996 г.). Ну, если откровенным враньем не гнушается само первое лицо государства, а академик подпевает ему, то простому доктору исторических наук врать сам Бог велел. Вот так и стала ложь в Азербайджане бытом, образом жизни и неотъемлемой частью государственной политики. В данном случае, как говорится, комментарии излишни.
Джамиль Гасанлы не понял смысла выражения Цицианова «Ибрагим-хан… имел до…» Из истории известно (и это с очевидностью явствует из самой логики докладной), что большое число армян, в частности, три из пяти меликств, точно не подчинялись шушинскому хану, да и в двух остальных меликствах далеко не все армянские поселения находились во власти хана. Все эти факты проигнорированы Гасанлы и не нашли места в его статье. Более того, цифры, касающиеся демографии мусульман, у него постоянно завышаются, а касающиеся армян — занижаются в десятки раз. Разве уважающий себя ученый не должен был разобраться в противоречивых данных? Ведь иначе просто невозможно поверить, что в течение считанных лет из 110 или пусть даже 60 тысяч армянских семей в Карабахе осталось всего 2500. Автор даже не задумывается о том, в силу каких таких катастроф численность армян уменьшилась как минимум в 25 раз? А ведь такие беды были, причем неоднократные. А кроме того, начинать подсчитывать в момент катастрофы, сколько армян осталось в Карабахе, бессмысленно. Если Гасанлы — уважающий себя историк, то должен был заметить, что сообщаемые им цифры далеки друг от друга и не внушают доверия. А может, для него вообще не существует ни логики, ни причинно-следственного анализа, ни проверки и уточнения противоречивых фактов? Наверное, все это даже планировалось в данном ему госзаказе, иначе он хотя бы вкратце представил происхождение шушинского хана и причины его появления в Карабахе. И знал бы, что реальными хозяевами Карабаха были армянские мелики. Знал бы, что в конце XVIII и первой четверти XIX веков, то есть за какие-то 30 лет, по Арцаху прокатились шесть войн, к тому же летом — чтобы армяне не успели собрать урожай и оказались в тисках голода и болезней. Эти войны поставили армянское население на грань исчезновения.
Естественно также, что большая часть армян Карабаха вынуждена была покинуть родные края и податься в Грузию, Иран, Россию, в Шекинское и Ширванское ханства. Их обезлюдевшие земли и поселения спешно заселили кочевые племена демурчи гасанлу из Ирана, джинли из Грузии, кенгелу из Нахичевана, шахсеванлы из Мугани и другие мусульманские племена. Эти кочевники превратили прежние пахотные земли армянских сел в пастбища, а церкви и монастыри — в хлевы и овчарни. Вот они каковы, исторические реалии, и именно ими следует руководствоваться. Иначе примитивное манипулирование цифрами превращается в откровенный обман. Как видно, Джамиль Гасанлы здорово поднаторел в искусстве лжи. И в этой области воображение его беспредельно.
С удивительной ловкостью он извращает всем известные факты: в одном случае он занижает число коренных жителей Арцаха — армян — почти в 40 раз, пытаясь доказать, что в Арцахе почти не было армян, в другом — в 10 раз увеличивает число вернувшихся по Туркменчайскому договору армян (согласно Гасанлы — переселившихся) — лишь бы доказать, что армяне были пришлыми (на их родной земле!) Мол, сердобольные азербайджанцы из милости дали место бесприютным армянам, а неблагодарные армяне предприняли агрессию против «мирных скотоводов» и захватили их «исконные земли…
Хотя, как написал доктор исторических наук, профессор и дипломат Владимир Ступишин, «вся «исконность» азербайджанцев насчитывает от силы сотню лет, а точнее — начинается с 1918 года. Тогда как истоки истории Армении, включая и Арцах, уходят в глубь тысячелетий и прекрасно известны просвещенному миру».
Однако вернемся к «переселенцам». В этом вопросе Джамиль Гасанлы попросту списывает у М. Исмаилова, присовокупляя со своей стороны, что до XIX века в Карабахе не было более или менее значительного количества армян. Для обоснования этой лжи он манипулирует искаженными, фальсифицированными «фактами» и утверждает, что в Карабах было переселено множество беженцев-армян. Более того, он считает это следствием политики царского правительства заселить Закавказье христианами. Однако факт остается фактом: в Карабах переселились всего 750 армянских семей, 300 из которых вскоре вернулись обратно (см. «Колониальная политика русского царизма в Закавказье в 20-60-е годы XIX века», ч. 1, М.-Л., 1936, сс. 201-204). О том, какой была судьба остальных 400, мы узнаем из рапорта Зубова «О Карабахской провинции» от 30 апреля 1830 г. Он сообщает Паскевичу «о зверском отношении татар к армянам» (Акты, т. 7., с. 460-462.)
Одна из методологических ошибок Гасанлы заключается в том, что он не обращает внимания на то, какими были поселения и семьи армян и кочевников-мусульман. Общеизвестно, что коренное армянское население Арцаха проживало в домах-глхатунах, в пещерных поселениях, тогда как кочевники-мусульмане — в шатрах. Каменные дома и пещеры имели от 50 до 70 кв. м жилой площади, а шатры — 12-15, в отдельных случаях — 20 кв. м. В армянских домах-глхатунах жили глава семьи с супругой, их взрослые дети, невестки, внуки и правнуки, так что численность семьи составляла до 20 и более человек, т. е. в каждом из этих домов проживал фактически состоящий из нескольких семей род, тогда как в шатрах проживало лишь по одной мусульманской семье. Кроме того, кочевники не имели постоянных мест жительства, тогда как армяне жили в больших, зачастую огражденных стенами селах. В конце XVIII века только в селе Тох, являвшемся княжеской резиденцией, проживало 1500 семей. Здесь одновременно проходили службы в четырех церквях и одном монастыре, которые в целости сохранились до наших дней. Что же касается мусульман, поселившихся в брошенных армянских селениях, то даже прожив свыше 250 лет в армянской культурной среде, они не оставили более или менее значительного следа. Они жили в шатрах, не умели строить из камня — у них не было даже постоянных кладбищ.
На освобожденных в ходе Арцахской войны древних армянских землях не нашлось ни одного более или менее значительного мусульманского памятника. Вот что говорит Е. Г. Пчелина, участница экспедиции, изучавшей в 1940 г. территорию Кельбаджарского и Лачинского районов: «Многочисленные жилые пещеры, развалины селений, крепостные стены и церкви говорят о былой жизни в теперь уже почти безлюдных пространствах. К сожалению, в преобладающем большинстве все эти памятники не только не исследованы, но даже не отмечены в литературе… От армян, живших здесь повсеместно, остались обширные кладбища, раскинувшиеся как вокруг полуразрушенных церквей, так и отдельно». (Пчелина Е.Г. Армянские памятники на территории Азербайджанской ССР. В издании «Труды отдела Востока Эрмитажа», 1940, т. 30, с. 243.). Такого рода факты кажутся азербайджанским «ученым» сентиментальными, и они обходят их стороной. Стараются они не касаться и вопроса 1600 армянских церквей Арцах-Карабаха, 250 из которых, согласно строительным надписям, возведены как раз в описываемый Джамилем Гасанлы период. В Шуши тогда была лишь одна мечеть, да и та, по мнению азербайджанского архитектора Э. Авалова, была построена из камыша. Однако это не помешало представить ее как памятник народа, обладающего древнейшей культурой, — хотя внутренне они остались все такими же примитивными турками-кочевниками.
Следовательно, не имеет никакого значения и то обстоятельство, что в 1953 году в армянское село Тох были насильственно переселены из кишлака Талыбханлу 43 семьи азербайджанцев — для его окончательного отуречивания. Но сыновья «самого древнего и культурного в мире народа» не осмеливались поселиться в каменных домах. Это не анекдот — я пишу то, что видел собственными глазами. Сначала они просто не рисковали входить в эти дома: двухэтажные каменные дома с широкими верандами и большими окнами, как и замощенные улицы и промышленные предприятия села просто пугали их. Азербайджанцы боялись даже подниматься по лестницам и входить в комнаты: им казалось, что дощатый потолок и каменные стены вот-вот обрушатся на них, поэтому многие разбивали привычные шатры во дворах, а самые смелые — даже на верандах и в комнатах, и долгое время жили так, пока, наконец, не привыкли.
Ну да Бог с ними. Однако автор статьи не только искажает факты угодным для себя образом,- он не удосужился даже упомянуть о 30 тысячах мусульман-кочевников, приведенных генералом Мадатовым и поселенных частью в Равнинном Карабахе и частью в заброшенных армянских селах. Если уж г-н Гасанлы действительно ставил своей целью выяснить истинную демографическую картину 200-300-летней давности, то он должен был отказаться от соблазна использовать противоречивые и безликие цифры и рассмотреть факты трезво и беспристрастно, как и подобает истинному историку. И тогда он, пожалуй, сумел бы заметить, что оказался в ловушке фальсификаций. Однако он исполнял политический «госзаказ» — пытался доказать, что Арцах-Карабах является «исконной» азербайджанской землей.
Ну а до какой степени неправдоподобны россказни Гасанлы о ханах Шуши и Карабаха, и говорить не стоит, поскольку они представляют собой зашоренные бредни, не имеющие никакой научной ценности. Их с легкостью опровергают сами летописцы этих ханов — в Баку неоднократно издавались их хроники и документы. Так, по свидетельству историков того времени Мирзы Адигёзал-бека и Мирзы Джамал Джеваншира, «Род покойного Панах-хана происходит от Дизакского Джеваншира из оймака Сарыджаллы, одного из ветвей племени Бахманлы, прибывшего в древние времена из Туркмении» (см. Мирза Джамал Джеваншир, «История Карабаха», Баку, 1959, с. 66).
Примерно в те же времена грузинский царь Ираклий писал об армянских властителях-меликах Карабаха: «Здесь в сгнахе Шуши была старинная крепость, которую впоследствии завоевал самозванец, джеваншир Панах-хан…» (см. Грамоты и другие исторические документы XVIII ст., относящиеся к Грузии (1768-1774)/ Под ред. А. А. Цагарели. Т. 1. СПб, 1891, с. 434-435). О том, что Карабах — армянская земля, свидетельствует грузинский царь Ираклий II. В направленном русскому царю «Описании…» он пишет: «Хамс составляет владение и во оном семь воеводских правлений, народ весь армянского закона. В том владении находится армянской патриарх…» (там же, док. 198). А по словам великого русского полководца Суворова, «Шахназар… сей предатель своего отечества, призвал Панах-хана, бывшего прежде начальником незнатной части кочующих магометан близ границ карабагских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сигнагом покорным» (Архив ГИАР, ф. 89, д. 10, оп. 2, с. 67-68).
продолжение следует