«Репрессивные дубинки» Алиевского клана
Если попытаться основной политический антагонизм современного Азербайджана выразить двумя наиболее характерными символами, то, бесспорно, это будут «слово» и «дубинка». По сути, вся новейшая история Азербайджана, особенно с момента утверждения у власти «алиевской семьи», символизирует собой непрекращающуюся борьбу этих двух знаковых факторов. Главным выразителем первого символа было и есть свободное слово, аккумулирующее в себе голоса социальных и политических сил, представителей интеллигенции, масс-медиа, рядовых граждан и общества в целом.
Второй же символ находил и находит воплощение в различных карательно-репрессивных действиях правящего режима, использующего весь арсенал правовых и неправовых методов для борьбы со своим главным врагом — феноменом свободы слова. Таким образом, на одном полюсе — «свободное слово», служащее, по сути, фундаментом для реализации всех других свобод в обществе, а на другом — «репрессивная дубинка» (пропагандистский, административный, полицейский, судебный и откровенно физический прессинг), направленная на ограничение любых форм свободы слова и выбора. Какие бы коллизии не происходили в обществе и чем бы они не были вызваны, в конечном счёте, всё трансформируется у нас в жесткий антагонизм свободного слова и репрессивной дубинки. Их противостояние и неравная борьба составляли и продолжают составлять лейтмотив, интригу и основную коллизию развития политических процессов в стране.
Вот и опять власти Азербайджана задействовали административные ресурсы и развернули широкую пропагандистскую кампанию против очередных еретиков-вольнодумцев. На этот раз против видных представителей интеллигенции страны, входящих в руководство общественной организации Форум интеллигенции. Первым и главным объектом преследований стал известный ученый и общественный деятель профессор Рафик Алиев. 4 ноября Рафик Алиев был уволен с должности заведующего кафедрой Нефтяной Академии — то есть сразу же после участия в заседании Форума интеллигенции, на котором он председательствовал и сделал выступление с критикой политики властей. Вслед за этим против профессора Р.Алиева, а заодно и некоторых других участников вольнодумного Форума, развернулась кампания «всенародного шельмования», продолжающаяся по сей день.
Хотя Форум интеллигенции Азербайджана действует уже несколько лет, но до последнего времени он не проявлял особую общественную активность и не был столь заметен.
С начала этого года, в контексте мощной волны арабских революций и усиления прессинга Запада к постсоветским авторитарным режимам, в Азербайджане также началась активная борьба за реформирование политической и экономической ситуации в стране. Тон в этой борьбе первоначально задавала, созданная в конце прошлого года, Общественная Палата, вобравшая в себя видных представителей оппозиции, гражданского общества, масс-медиа и за короткое время ставшая главным оппонентом действующей власти. Весной Общественная Палата провела серию громких митинговых акций и выступила с программным документом «Дорожная карта мягкого перехода к демократии». Почин Общественной Палаты оказал стимулирующее воздействие на все общественно-политические структуры и, в том числе, на движение интеллигенции, которая ощутила угрозы общественной стабильности в случае запаздывания реформ.
Так, 27 мая Форум интеллигенции презентовал Общественную Хартию «7 шагов к демократии», которая была подготовлена совместно с Азербайджанским национальным общественным комитетом по евроинтеграции и сетью Alumni Netwok. Хартия была сформулирована из 7 пунктов:
1. Принять закон о статусе экс-президентов и распространить его на бывших руководителей страны — Аяза Муталибова, Абульфаза Эльчибея и Гейдара Алиева, а также членов их семей;
2. Объявить политическую амнистию; прекратить все уголовные дела, возбужденные по политическим мотивам; обеспечить возвращение в страну всех политических деятелей, которые вынуждены были покинуть Азербайджан;
3. Объявить экономическо-финансовую амнистию; ликвидировать теневую экономику и обеспечить политические и правовые гарантии неприкосновенности легализованной собственности;
4. Сформировать правительство национального доверия, подотчетное обществу и способное осуществить политические и экономические реформы;
5. Провести референдум по конституционной реформе государственного управления;
6. Провести по мажоритарно-пропорциональной системе свободные парламентские выборы и обеспечить формирование многопартийной системы;
7. Добиться соблюдения Азербайджаном всех своих международных обязательств и договоров.
В июле на очередном заседании Форум интеллигенции еще раз обозначил свою позицию по реформам, указав, события, происходящие в мире и в нашем регионе не оставляют сомнений в том, что поддерживаемое всем обществом демократическое реформирование и модернизация страны не имеют альтернативы и являются единственно правильным.
Наращивая активность, Форум и далее не прекращал своего морально-политического давления на власть. 1 ноября интеллигенция выступила в защиту молодежных активистов, арестованных по политическим мотивам, среди которых были и лица, преследуемые по религиозным соображениям. Форум также призвал власти к уважению свободы собраний и слова. В отличие от прежних лет, представители интеллигенции, входящие в Форум, не ограничивались словами, но и демонстративно, в знак солидарности принимали участие в судебных процессах над молодежными активистами и правозащитниками.
Последней же каплей для терпения властей стало, видимо, последнее заседание Форума интеллигенции 4 ноября, на котором звучали жесткие критические речи. Начатый сразу после этого заседания открытый прессинг в отношении видных общественных деятелей показывает, что власть не намерена отказываться от пресловутой «репрессивной дубинки» и не готова к диалогу и реформам, к чему настойчиво призывают её в последнее время Запад, Общественная Палата и Форум интеллигенции. Это и не удивляет.
В последние годы власти Азербайджана демонстрируют все больше нетерпимости к фактору свободы слова и мысли, к критике в свой адрес. При этом, они старательно реанимирует многие уродливые явления недавнего советского прошлого. В том числе и в борьбе с внутренними оппонентами. Следует отметить, что начатая в республике кампания травли профессора Рафика Алиева сценарно очень напоминает кампанию травли советского академика Андрея Сахарова в 70-е годы прошлого века. Тот же настрой и почерк, те же методы. Правда до высылки в какой-то провинциальный уголок и негласного домашнего ареста дело пока не дошло. Но во всем остальном сходства очень много: увольнение с работы, «всенародное шельмование», попытка лишения званий и наград, дискредитация как человека и ученого.
Даже опубликованное на днях на проправительственном сайте 1news.az открытое «разоблачительное» письмо коллег-ученых повторяет по факту, форме и содержанию аналогичное письмо против Сахарова 30-летней давности. В 1983 году (на финише эпохи застоя) 4 академика (Прохоров, Скрябин, Тихонов, Дородницын) подписали открытое письмо «Когда теряют честь и совесть» с осуждением А. Д. Сахарова. Показательно, что основной научный массив Академии Наук СССР воспротивился исключению всемирно известного ученого, нобелевского лауреата Сахарова из своих рядов и воздержался от участия в кампании травли и дискредитации его имени. Только 4 академика выставили свои подписи под заказным открытым письмом. То же самое мы видим и у нас. Аналогичный «разоблачительный» опус — Открытое письмо научной интеллигенции: «Настала пора приоткрыть завесу тайны с лица Рафика Алиева» — подписали всего 4 члена Академии Наук Азербайджана (Тельман Алиев, Фикрет Алиев, Расим Алигулиев, Агаси Меликов). Неужто настолько сузились ресурсы влияния и поддержки власти в среде академической интеллигенции или наш режим тоже уже на стадии своего финиша?..
Подобные «спущенные сверху» письма нет никакого смысла комментировать — они сами себя разоблачают. Кампания травли «вольнодумной интеллигенции», в полном соответствии с советскими сценарными заготовками, набирает обороты и завтра можно ожидать сотни новых писем и обращений от различных коллективов. Вплоть до подключения творческих союзов, учебных и научных организаций. К сожалению, в обществе в целом и в среде самой интеллигенции степень сопротивления подобным акциям властей все еще недостаточно высока. Предел гражданского мужества многих измеряется, в лучшем случае, уклонением от участия в таких акциях. А на то, чтобы возвысить свой голос протеста против подобных компаний и против притеснений свободы слова и мысли в стране — гражданского мужества многим зачастую пока не хватает. В целом последующие отношения между интеллигенцией и властью, между «свободным словом» и «репрессивной дубинкой» будут выстраиваться в зависимости от многих факторов: внешних революционных веяний, внутренней социально-экономической ситуации, уровня протестных настроений в обществе и степени готовности власти к диалогу и реформам, необходимость в которых в действительности уже давно назрела.
ИА REGNUM