«Компромисс» Азимова
Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов с определенной периодичностью «делает громкие открытия» относительно позиции своей страны в вопросе НК. Причем, ни разу не присутствуя в переговорах и не имея какого-либо общения с армянской стороной, он считается специальным посланцем Ильхама Алиева в процессе карабахского урегулирования. Очевидно его роль ограничивается дачей интервью и «высказыванием» идей, которые «его президентское величество» считает нецелесообразным делать самому.
Последним «открытием» Азимова стало то, что «компромисс — совместное сосуществование 2-х общин». Можно, конечно, отнестись к этому с юмором. Но, по всей видимости, в позиции азербайджанской стороны происходит «переоценка ценностей». Точнее будет сказать — все возвращается на круги своя: Байрам Сафаров армянам НК «показывает противоположную сторону реки Акаро», а Азимов «совместное сосуществование 2-х общин считает возможным компромиссом». И, кажется, не имеет смысла в словах специального представителя Ильхама Алиева искать иные оттенки. Сказано предельно ясно: «Если мы согласны, чтобы в Нагорном Карабахе жили армяне, то это уже есть компромисс». Такова мысль Азимова. Проблема в том, кто является адресатом этого. Нагорный Карабах? Армения? Или международная общественность? Это очень важно, поскольку Азимов знает, что и в Нагорном Карабахе, и в Армении цель его страны известна давно. И что на протяжении всех прошедших лет прогресса в вопросе НК не было, поскольку Азербайджан всегда перед глазами имел такую ситуацию, которая позволила бы «достичь решения раз и навсегда». В одном случае это была программа выселения большинства армян НК при помощи советской диктаторской машины, которую до августовского путча 1991-го года осуществлял Муталибов, потом — широкомасштабная военная агрессия против НКР уже провозгласившего свою независимость Азербайджана. А вот сегодня предлагается «сосуществование 2-х общин». А если нет, то «Азербайджан правомочен восстановить свою территориальную целостность любой ценой».
А Максуд Ибрагимбеков увещевает власти в вопросе переговоров «не торопится, договор не подписывать, поскольку в этом случае армяне могут даже вернуться в Баку, другое дело, если бы наша армия решила вопрос Карабаха». Это, безусловно, не перспектива. С другой стороны, однако, нет худа без добра: для всех нас должно быть ясно, какова целенаправленность Азербайджана и какого уровня «партнеров» имеет армянская сторона в переговорах. Именно в этом смысле мы подчеркиваем обстоятельство адресата «идеи компромисса» Азимова. Если это было сказано сопредседателям Минской группы ОБСЕ, то какова будет наша реакция? Азимов, в конце концов, ведь не какой-то «байрамсафаров» или «акифнахи», а — высокопоставленный дипломат и особый представитель президента. По сути, его слово — точка зрения Ильхама Алиева.
«Открытие» Азимова определенно укрепляет переговорную позицию армянских сторон, что Нагорный Карабах не может составлять часть Азербайджана. Поскольку страна, где проживание армян уже само по себе рассматривается как «великодушие» и «компромисс», не правомочна претендовать на «европейский уровень» государственной жизни и «гарантировать в своем составе права национальных меньшинств».
Как можно предположить, у властвующей верхушки Азербайджана — «головокружение от успехов». В противном случае замминистра иностранных дел Араз Азимов «не опустился бы до уровня «байрамасафарова». Не вскрыл бы истинную суть своей страны. Возможно, это сделано от отчаяния. И международная общественность в лице стран-посредников должна четким образом противостоять фашистской риторике азербайджанской стороны. В противном случае переговорный процесс совершенно обесценится.
АЗГ