Нагорный Карабах: замороженный конфликт
«Я почти полон следующим летом», – хвастается Майк Агджаян, армянин из Ливана, который управляет новым отелем в городе, называемом азербайджанцами Шуша, а армянами – Шуши. Посетители, в основном из армянской диаспоры, приедут из США, Канады, Франции, России, Ливана и Ирана. В 1988 г. это был приятный город на холме, где проживало 15 тыс. человек. Сегодня проживает всего лишь 4000 средь руин войны. Его гости, как объясняет Агджаян, «хотят увидеть землю, за которую народ отдал свою кровь».
Нагорно-карабахский конфликт часто описывается как один из нескольких постсоветских «замороженных конфликтов». Однако, как показала война в 2008 г. между Россией и Грузией из-за сепаратистской территории Южной Осетии, лед может быстро таять. В советские времена Нагорный Карабах входил в населенный в основном армянами автономный анклав внутри Азербайджана, с территорией около 4000 квадратных километров (1540 квадратных миль). Конфликт начался в 1988 году, поскольку армяне территории стремились отделиться от Азербайджана. К тому времени, когда война закончилась в 1994 г., победоносные армяне удвоили размер анклава и отделили коридор собственно в Армению. В период с 1988 по 1994 год более 1 млн. армян и азербайджанцев бежали из обеих стран и Нагорного Карабаха. Населенные азербайджанцами города в регионе остались опустошенными.
Посторонние работали над мирными планами с 1995 г., но ни один не достиг успеха. И все же очертание соглашения кажется очевидным. Нагорный Карабах, который провозгласил независимость в 1991 г., вернет Азербайджану большую часть земли, которую он завоевал в войне. Затем, после «промежуточного» периода, народ территории, в том числе азербайджанские беженцы, проживающие за ее пределами, проголосуют, чтобы определить окончательный статус.
Должностные лица в Нагорном Карабахе говорят, что не может быть никакого соглашения без их согласия. Это не бравада. Президент Армении и его предшественники – из этого региона. Ара Арутюнян, премьер-министр Нагорного Карабаха, говорит, что он сомневается, что Азербайджан когда-либо признает независимость его территории. Тем не менее, он радостно отмечает, что ВВП удвоился за последние четыре года.
В отличие от военных лет, Азербайджан переполнен наличными деньгами от нефти и газа. В этом году 16,5% его бюджета было выделено на военные расходы: это примерно соответствует всему бюджету Армении и Нагорного Карабаха, вместе взятых. Однако чиновники в Степанакерте, столице Нагорного Карабаха, кажутся спокойными. Россия привержена защищать Армению. И стратегический трубопровод, качающий нефть на Запад из Азербайджана и Казахстана, проходит всего в 12 милях от контролируемой Нагорным Карабахом территории. Артиллерийский обстрел может быстро вывести его из строя.
«The Economist»: Перевод novostink