Евроинтеграция по-исламски: Газопровод меняет погоду
Когда Азербайджан присоединился к Движению неприсоединившихся, казалось, что выбор во внешнеполитическом курсе этой страны ясен: «Баку говорит «нет!» как Западу, так и России и ориентируется на исламский мир.
На днях выявилось еще одно свидетельство этого нового курса.
Когда 19 ноября Баку отказался присоединиться к Договору о свободной зоне торговли, который подписали 8 стран СНГ (к документу отказались присоединиться также Узбекистан и Туркмения), Ильхам Алиев направился в Турцию, где был достигнут ряд договоренностей, касающихся сферы энергетики. Одним из важнейших был пакет договоренностей о газе.
Азербайджан готовится до 2025 года добывать 50 млрд. кбм газа. И с целью его экспорта Баку и Анкара договорились построить новый газопровод. Причем, этот энергоресурс будет экспортироваться не только в Турцию, но и по ее территории в Европу. Параллельно с объемами добычи газа будет увеличиваться и мощность газопровода. С этого момента возможно также вовлечение иностранных компаний.
Добываемый в рамках проекта «Шах-Дениз-2» азербайджанский газ претендует стать основным источником проекта «Южный коридор». Напомним, что этот проект считается одним из важнейших энергетических проектов для ЕС, который призван дифференцировать энергетические источники ЕС, уменьшая зависимость от российского газа. Газопроводами проекта «Южный коридор» являются NABUCCO, Трансадриатический, Турция-Греция-Италия.
Согласно турецко-азербайджанским договоренностям, цена на азербайджанский газ для Турции будет на 30% ниже цены на газ, импортируемый из России, Ирана, Нигерии и Алжира.
«По сути, подписанием этого договора мы решили вопрос газообеспечения страны и укрепим наши позиции в качестве транзитной страны», — заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции.
В начале октября Турция отказалась продлить договор о покупке газа, поступающего из России по так называемому «западному коридору» — через Украину, Румынию и Болгарию, который был подписан 25 лет назад, до этого потребовав от России пересмотреть тарифы на газ. Несмотря на это, Турция пока еще продолжает импортировать газ из России по «Голубому потоку».
В рамках энергетических договоров Баку-Анкара также произошли изменения в договоренностях по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Изменения, внесенные в соглашения, обещают Турции дополнительный доход в размере 3,7 млрд. долларов.
Таким образом, Азербайджан явно подкупает Турцию, возможно, имея для этого веские причины. Не секрет, что Запад продолжает оказывать давление на Турцию с целью сдвинуть с «мертвой точки» армяно-турецкий процесс. С другой стороны, Баку отказывается от участия в новых интеграционных процессах на территории СНГ, мотивируя тем, что в них участвует и Армения. В сложившейся ситуации, пожалуй, естественно то, что Азербайджан должен был повернуться лицом к исламскому миру, выбрав во главе со старшим братом Турцией курс экономического сотрудничества с Европой.
В результате вырисовываются внешнеполитические приоритеты Азербайджана. В случае с Азербайджаном евроинтеграция уже не имеет ничего общего вопросами системы ценностей. Сохраняя и развивая обычные партнерские связи в сфере экономики, режим Алиева пытается тем самым сделать Европу толерантной к ситуации, царящей в его стране, к проблемам демократии и попранию прав человека. Азербайджан пытается брать пример с тех арабских стран, куда «весна не приходит». Например, с Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Омана.
Все это можно посчитать естественным, однако есть один вопрос: насколько целесообразно ЕС и других восточным странам-партнерам присутствие Азербайджана в ВП? Может быть, посмотреть фактам в глаза?
АЗГ