Хельсинкский акт – не «история» Азербайджана
На днях Ильхам Алиев побывал в Казахстане. И как водится, после официальной части встречи с «дорогим Нурсултаном Абишевчем» состоялась традиционная пресс-конференция двух президентов, в ходе которого Алиев выразил признательность своему коллеге «за принципиальную позицию» в карабахском вопросе. В чем состоит «принципиальность» лидера Казахстана, гадать не будем. Уж коль скоро Ильхам Алиев выразил за это ему признательность…
Более интересно знать, а на чем базируется «принципиальность» самого Ильхама Гейдаровича? Так, по словам президента Азербайджана, он привержен «решению этого (нагорно-карабахского – ред.) вопроса в рамках норм международного права и заключительного Хельсинкского акта (так в официальном пресс-релизе – ред.), в котором четко определены принципы (? –ред) и приоритетность территориальной целостности стран».
Сначала обратим внимание на то, что выпускник МГИМО просто «щеголяет» заученными терминами. Можно сказать даже – манипулирует ими. В Хельсинкском заключительном акте нет ни единого слова о «странах». Там речь исключительно идет о «государствах- участниках Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе». Это принципиальная разница. Для убедительности приведем цитату из документа: «Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств».
Иначе говоря, Хельсинкский заключительный акт не допускает вмешательство извне в дела того или иного государства. Это подтверждается следующей выдержкой из документа: «Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают (здесь и далее курсив наш – ред), свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие». Более того: «Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа».
Где здесь «четко определена приоритетность территориальной целостности стран»? Скорее, наоборот. Поэтому повторим специально для выпускника МГИМО: «все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний стаус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».
И добавим от себя: Хельсинкский заключительный акт СБСЕ – это ведь не «история» Азербайджана, которую в Баку без устали любят переписывать. Это имеющий юридическую силу и обязательный для государств-членов теперь уже ОБСЕ документ, в котором, нравится это Ильхаму Алиеву или нет, приоритетность равноправия и право народов на самоопределение бесспорны.
defacto.am