Саакашвили готовит для Алиева «острое сациви»
В Баку с визитом побывал министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. Две соседние страны — Грузия и Азербайджан — если верить официальным заявлениям, связывают отношения стратегического партнерства. Поэтому на первый взгляд может показаться, что в контактах между главами внешнеполитических ведомств двух стран, не говоря уже о переговорах между их лидерами, нет никакой сенсации. Но не все так просто.
Если бы не Грузия, через которую Азербайджан выводит свои энергоресурсы в Турцию и в Европу, все выглядело бы иначе. С другой стороны, если бы не карабахский конфликт, то все коммуникационные маршруты Баку выстраивались по иной схеме. Сейчас на стороне Тбилиси в отношении Баку стратегическое преимущество. Он может — при определенных условиях — нормализовать отношения с Россией и еще более укрепить свое геополитическое положение в Закавказье. Кстати, к этому призывал президента Михаила Саакашвили его французский коллега Николя Саркози по время недавнего посещения Тбилиси. В свою очередь, Азербайджан, вынужденно выстраивая свои внешние энергетические коммуникации в обход Карабаха и Армении, вкладывая в проекты огромные средства, фактически вынужден консервировать карабахский конфликт и геополитический статус-кво в Закавказье. Вот почему для Баку приобретает особую важность состояние власти в Грузии, тогда как при сохранении статус-кво в регионе «качество власти» в Баку для Тбилиси — проблема не актуальная. И в этом смысле объективно интересы Грузии и Армении совпадают. Но Саакашвили начинают подталкивать к более решительным действиям новые обстоятельства.
Недавно в Тбилиси побывал первый помощник госсекретаря США Уильям Бернс. Он встретился с членами грузинского правительства и представителями оппозиции. Главной темой обсуждения были будущие парламентские выборы в Грузии. Бернс заявил, что в 2013 году он ожидает «передачи власти демократическим путем». Такая высказанная формула указывает на то, что США и Евросоюз ожидают реальной смены власти в Грузии. Они призывают Грузию провести реформу избирательного кодекса, чтобы обеспечить свободные и демократические выборы. «Наше усилие будет направлено на развитие гражданской общественности, чтобы в стране развивались свободные и независимые медиа, верховность закона, которая будет основываться на независимости суда. Мы желаем, чтобы демократические реформы в Грузии осуществлялись прозрачно. Призываем Грузию осуществить реформы избирательного кодекса и политической среды, чтобы в течение последующих двух лет было обеспечено проведение свободных и справедливых выборов, результатом чего будет полностью демократическая передача власти в 2013 году», — заявил Бернс.
Выходит, что Запад вычеркнул из списка «демократов» на постсоветском пространстве Михаила Саакашвили. Более того, Запад пытается упредить сценарий его перемещения с поста президента на должность главы правительства. Для Саакашвили наступает момент, когда, как говорят шахматисты, необходимо провести партию «с жертвой качества». Но такого уровня, как это было в августе 2008 года, когда Грузия развязала кавказскую войну.
Первые контуры этой «игры» были проявлены во время визита в Баку министра иностранных дел Григола Вашадзе. Он публично заявил, что в ноябре должно состояться заседание комиссии по вопросу о делимитации и демаркации азербайджано-грузинской госграницы. «Вопрос делимитации азербайджано-грузинской границы никогда не осложнял и не сможет осложнить наши отношения», — отметил глава МИД Грузии. Но если это так, то почему работы по делимитации ведутся с 1996 года? Дело в том, что вскоре после своего прихода к власти Саакашвили озвучил территориальные претензии к Азербайджану в Агстафинском районе, где размещается христианский монастырь албанской эпохи V-VI веков. В ответ Азербайджан потребовал у Грузии вернуть знаменитые Гянджинские ворота, вывезенные в 1139 году грузинским царем Деметрем Первым. Но тогдашний министр культуры Грузии Георгий Габашвили категорически отказал: «Гянджинские ворота — святая реликвия патриархии Грузии, и она уже десять веков находится в монастыре Гелати». Можно вспомнить и более позднее время: в конце 1803 года — перед штурмом Гянджи — русский генерал грузинского происхождения П.Д. Цицианов призывал правителя города Джавад-хана сдаться потому, что «Гянджа входила в Грузинское царство». Так что не исключено, что возобновление заседания комиссии по вопросу делимитации и демаркации азербайджано-грузинской госграницы может стать всего лишь предлогом для актуализации давних грузино-азербайджанских территориальных споров.
И не только это. В Баку глава МИД Грузии Григол Вашадзе предложил помощь со стороны Тбилиси в разрешении карабахского конфликта. Но если вывести за скобки Минскую группу ОБСЕ, то посредником может быть только сторона, которая пользуется полным политическим доверием конфликтующих сторон. В этой связи многие грузинские политологи почему-то фиксируют «четкую проазербайджанскую позицию Саакашвили». Однако Тбилиси остается верным своей позиции по Нагорному Карабаху: не принимает никаких санкций к Армении, еще и зарабатывают на этом, поскольку остаётся единственным транспортным путем для снабжения Армении из России. Более того, он может, при определенных условиях, потребовать от Баку повышения выплат за транзит нефти и газа с тем, чтобы удовлетворить собственные финансовые аппетиты. Транспортные пути в Европу из Азербайджана проходят через Грузию и Турцию, и если власть Тбилиси качнется в российскую или армянскую сторону, то это качественно изменит геополитическую ситуацию в Закавказье.