«МЛАДОАРИЙЦЫ» ИЛИ «ИСТИННЫЕ ТЮРКИ»
21 октября в столице Казахстана состоялся I саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств. В саммите принял участие и азербайджанский президент Ильхам Алиев, который заявил: «Тюркский мир – великий мир. Мы должны сделать так, чтобы тюркский мир сплотился еще теснее. Для этого имеются все возможности. В первую очередь есть сильная политическая воля».
Казалось бы, безобидный (особенно для внешнего слуха) акцент. Однако ракурс армянского восприятия самого понятия «тюркский мир» совершенно однозначно ассоциирует данное словосочетание с идеей Великого Турана – идеей, жертвой которой и стал армянский народ. Дело в том, что в первой половине прошлого века два совершенно безобидных и сугубо этнолингвистических понятия («тюркский» и «арийский») столь бессовестным образом были вульгаризированы, соответственно, пантюркистами и нацистами, что современное употребление этих терминов объективно не может не звучать зловеще.
Но если нынешнее использование термина «ариец» подвержено сильному «международному контролю» (и практически невозможно с высоких международных трибун), то совсем иначе обстоит дело с понятием «тюрк». В известной степени это следствие того — кем, как и когда осуждались преступления нацистов и пантюркистов. Именно отсутствие «совокупного» международного осуждения преступления Геноцида армян и «позволило вернуть» понятие «тюрк» в этнолингвистическую плоскость, чем собственно и обусловливается нынешнее безразличие мировой общественности к употреблению зловещего термина. Но действительно ли данный термин выступает сегодня в качестве столь безобидного и столь научного?
Ровно два года назад, в октябре 2009 года, в Нахиджеване состоялся IX саммит тюркоязычных государств с участием глав Азербайджана, Турции, Казахстана, Кыргызстана, а также высокопоставленных чиновников из ряда других тюркоязычных стран. Уже в своей вступительной речи президент Ильхам Алиев озвучил несколько иные ориентиры тюркского сотрудничества, нежели анонсированное «углубление экономического и культурного развития между братскими республиками».
Вот выдержки из выступления азербайджанского лидера: «Добро пожаловать в Азербайджан, на древнюю азербайджанскую землю – Нахчыван! Это древняя азербайджанская земля, имеющая древнюю историю и культуру. Наш народ столетиями жил и творил на этой прекрасной земле. Расположенные в Нахчыване исторические и архитектурные памятники показывают, как велик талант азербайджанского народа. Нахчыван является единственным сопредельным с Турцией регионом Азербайджана. Отделение в свое время от Азербайджана его исторической, исконной земли – Зангезурского региона – и присоединение к Армении, можно сказать, географически расчленило великий тюркский мир. То есть деятельность тюркского мира как единой семьи, единой силы была приостановлена на десятилетия… сегодня между нами расположен Зангезурский регион – древний азербайджанский край, находящийся сейчас в составе Армении».
Совершенно очевидно, что подобные выступления уж никак не просматриваются в контексте официально озвученного организаторами подобных саммитов «стремления укреплять экономические и культурные связь с братскими республиками». Как раз напротив, все это вписывается во все тот же исторический контекст.
Еще в 1933 году, в период резкого похолодания отношений между Москвой и Анкарой, турецкий лидер Мустафа Кемаль (годом позже названный «Ататюрком» — отцом всех турок) заявил: «Однажды Россия потеряет контроль над народами, которые сегодня держит крепко в руках. Мир выйдет на новый уровень. В тот самый момент Турция должна знать, что ей делать. Под властью России находятся наши братья по крови, по вере, по языку. Мы должны быть готовы поддержать их. Наш общий язык – наш мост, наша общая вера – наш мост, наша общая история – наш мост. Мы должны вспомнить о своих корнях. Мы не должны ждать, когда они к нам потянутся, мы должны сами к ним приближаться. Россия в один прекрасный день падет».
Именно этот обозначенный основателем республиканской Турции «восточный вектор» и оставался в течение последующих десятилетий важнейшим ориентиром политической элиты этой страны. Неудивительно, что сразу после вступления Азербайджана и четырех центральноазиатских тюркских государств в ООН в марте 1992г. официальная Анкара приступила к организационным работам по закладыванию традиции проведения официальных саммитов глав тюркоязычных государств. Первый такой форум прошел уже в октябре 1992 года в Анкаре, а уже через год – по итогам визитов президента Турции Тургута Озала в Центрально-Азиатский регион и Азербайджан – шестью президентами был подписан протокол о создании «Содружества тюркоязычных государств».
В этой связи показательна также речь уже нынешнего турецкого президента Абдуллы Гюля на нахиджеванском саммите: «Нахчыван является родным и дорогим как для Азербайджана, так и для Турции. Граница между Азербайджаном и Турцией в Нахчыванском регионе физически мала, но в политическом смысле значение границы протяженностью 10-12 километров чрезвычайно велико. Эта наша граница является очень символическим переходом, который географически соединяет Турцию с тюркскими республиками».
Тогда же, кстати, выступил и казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев: «Несмотря на то что политико-экономическое сотрудничество между тюркоязычными государствами ведется на высоком уровне и имеются совместные проекты в различных отраслях, не хватает общего органа для координации и контроля взаимоотношений. Сегодня я вношу от Казахстана на рассмотрение саммита предложение о создании совета сотрудничества тюркоязычных государств, обладающего всеми необходимыми признаками политического регионального объединения, правовым статусом и определенными организационными структурами, или иначе – тюркского совета. Для того чтобы добиться единства тюркоязычных братских государств, о котором мечтал Ататюрк, следует совершенствовать сотрудничество на политическом уровне, поднять его на новую высоту, отвечающую требованиям современности».
И вот уже 21 октября в казахстанской столице состоялся I саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств – нового института «тюркской солидаризации», о котором и говорил Назарбаев. Выступивший на форуме Ильхам Алиев, помимо вышецитированных слов о величии тюркского мира, заявил также: «Наши народы связывают общая история и общие корни… Очень рад, что наши встречи стали уже прекрасной традицией… в 2009 году такая встреча была проведена в Нахчыване, в 2010 году — в Стамбуле, а сегодня — в Алматы.
Основная проблема, которая стоит перед Азербайджаном, – это армяно-азербайджанская, нагорно-карабахская проблема. Долгие годы конфликт остается неразрешенным. Это источник самой большой угрозы и несправедливость не только для нас, но и для всего региона. Многие годы признанная международным сообществом территориальная целостность Азербайджана нарушена. Со стороны Армении против азербайджанцев была проведена политика этнической чистки. В результате этой политики около 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и переселенцев на родной земле, оккупировано 20 процентов наших земель… к сожалению, неконструктивная позиция Армении и ее попытки искусственно затянуть переговоры не позволяют, чтобы этот вопрос нашел свое решение.
В ходе этого конфликта Азербайджан также подвергся терроризму. В нашей стране были совершены многочисленные террористические акты, в результате которых погибло более двух тысяч мирных людей. Пользуясь случаем, мы вновь выражаем глубокие соболезнования братской Турции, турецкому народу в связи с совершенным недавно террористическим актом, желаем семьям погибших терпения. Как всегда, мы и сегодня рядом с Турцией, всегда оказывали и будем оказывать поддержку правому делу Турции в борьбе с терроризмом. Тюркский мир – великий мир. Мы должны сделать так, чтобы тюркский мир сплотился еще теснее. Для этого имеются все возможности. В первую очередь есть сильная политическая воля».
Не нужно армянам обладать каким-то параноидальными склонностями, чтобы во всех этих «мирных саммитах» усматривать конкретную угрозу. Между прочим, только и только этот ракурс объясняет парадоксальный (но лишь на первый взгляд) факт того, что все тюркские республики – члены военно-стратегического альянса ОДКБ в разные годы поддержали инициативы Азербайджана (страны, не являющейся членом ОДКБ) против Армении (страны — члена ОДКБ). На уровне руководства альянса это официально расценивалось как «внутриблоковый сбой в системе координации действий», однако о причинах подобных сбоев никто ничего не говорил и не говорит. Это, наверное, неполиткорректно.
Арис Казинян