АРИФ ЮНУСОВ РАЗВЕНЧИВАЕТ МИФЫ
Один из наиболее известных азербайджанских экспертов, руководитель департамента политологии и миграции Института мира и демократии Ариф Юнусов опубликовал на сайте kavkazoved.info весьма примечательное исследование под названием «Миграционные тренды и тенденции в постсоветском Азербайджане». В первой части публикации – Миграция в связи с Карабахским конфликтом – содержатся данные, которые более чем убедительно развенчивают сразу два мифа азербайджанской пропаганды, в первую очередь — пресловутые «1 млн беженцев».
«ПОСЛЕ НАЧАЛА КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА В ФЕВРАЛЕ 1988 ГОДА Азербайджан и Армению захлестнули волны беженцев, которые, спасаясь от насилия и погромов, спешно покидали родные места», пишет азербайджанский политолог. Оставим в стороне вопрос о том, что проводить какие-либо параллели между обстоятельствами, в которых оказались армяне в Азербайджане и азербайджанцы в Армении, не совсем корректно для ученого. В данном случае интересно другое: Юнусов развенчивает усиленно создаваемый азерпропом миф о том, что первые беженцы из Армении появились в Азербайджане в конце 1987 года, в результате так называемых кафанских событий. Это тем более примечательно, что в свое время сам Ариф Юнусов приложил руку к созданию этого мифа – в частности, его весьма туманные свидетельства о поезде с «беженцами из Кафана» приводит в своей книге «Черный сад» Том де Ваал.
Однако куда важнее дальнейшие статистические выкладки Юнусова. Согласно исследованию, «1 февраля 1990г. Госкомстат Азербайджана официально зарегистрировал в республике 207,5 тыс. беженцев, устремившихся из Армении в Азербайджан, а также около 48 тыс. месхетинских турок. Впоследствии часть беженцев из Армении и Узбекистана выехала в Россию, но в любом случае численность беженцев из Армении и Узбекистана в Азербайджане колебалась всегда в пределах 210-230 тыс. человек». Далее ученый указывает, что 1 апреля 1998 года власти заявили о регистрации около 233 тысяч беженцев из Армении и Узбекистана и 611 вынужденных переселенцев. Таким образом, по официальным данным, в Азербайджане «всего зарегистрировано 844 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, что составляет 11% населения республики». Однако, как пишет Юнусов, по данным УВКБ ООН и Международной организации по миграции (МОМ), которые «находят поддержку у независимых экспертов», число это составляет 750 тыс., или 9% населения.
РАЗНИЦА МЕЖДУ 1 МЛН, О КОТОРОМ УСЕРДНО ТРУБИТ НА ВСЕХ УГЛАХ АЗЕРПРОП, И 750 ТЫСЯЧАМИ очевидна даже школьнику: по сути дела, в Баку полтора десятка лет сознательно и цинично на одну треть завышают данные, принятые международными экспертами. По всей вероятности, статистика здесь вообще не в ладах с пропагандой, ибо даже в официальных данных Азербайджана до 1 млн не хватает «каких-нибудь» 166 тысяч. Кроме того, Юнусов прямым текстом пишет о том, что в этом показателе учтены беженцы не только из Армении, но и турки-месхетинцы из Узбекистана – около 48 тысяч. То есть из приводимых 750 тысяч следует вычесть это число – и до миллиона окажется, естественно, еще дальше.
Между тем, если следовать статистике из азербайджанских источников, данные Арифа Юнусова также оказываются под большим вопросом. Арсен Мелик-Шахназаров в своей книге «Нагорный Карабах: факты против лжи» приводит числа, основываясь именно на азербайджанских данных. Так, численность населения 7 районов, полностью или частично освобожденных Армией обороны Арцаха, составляла в 1989г. 483,9 тыс. человек. Поскольку Агдамский и Физулинский районы заняты частично, общее число перемещенных лиц составило примерно 420 тысяч человек, из которых 45 тысяч, по азербайджанским же данным, вернулись в 1997 году в свои дома. Таким образом, из общего числа жителей указанных семи районов лишь 375 тысяч человек являются перемещенными лицами и беженцами. Приплюсовывая сюда беженцев из Армении и Нагорного Карабаха (168 тыс и 40 тыс соответственно), получаем всего 583 тысячи человек, что составляет 7,9% декларируемого властями населения Азербайджана.
ФАКТИЧЕСКИ САМ ЮНУСОВ ТАКЖЕ ЗАВЫШАЕТ РЕАЛЬНЫЕ ЧИСЛА, повторюсь, смешивая к тому же в одну кучу беженцев из Армении и Узбекистана. Но даже если принять предложенные им данные, то и они весьма далеки от широко разрекламированных «1 млн беженцев». Остается признать, что в самом Азербайджане отлично сознают лживость одного из краеугольных постулатов азерпропа, но продолжают активно пользоваться раздутыми числами. Основанная на грубейших фальсификациях и вымыслах антиармянская пропаганда Баку не гнушается ничем, десятки лет спекулируя на гуманитарных аспектах проблемы, в том числе — на собственных гражданах.
Впрочем, следует признать, что миф об 1 млн преследовал не только пропагандистские, но и меркантильные интересы. Представляя все эти годы международной общественности раздутые числа, Азербайджан получал на решение проблем беженцев огромные суммы денег, хотя, опять-таки по свидетельству Юнусова, существенная часть этих людей впоследствии эмигрировала из Азербайджана. Но как делают деньги на беженцах в Баку – тема отдельного исследования, за которое вряд ли кто в Баку возьмется. Даже в условиях развенчания мифов…
Марина Григорян
Голос Армении