Hindustan Times: Армяне в Мумбаи – 200 лет истории
Приводим статью Аареха Джофари, опубликованную в индийской «Hindustan Times», с некоторыми сокращениями:
Забел Джоши (Аякян), последняя оставшаяся в живых в Мумбаи армянка, выросла как ливанская армянка в Бейруте. Она познакомилась со своим мужем, торговцем тканями из Мумбая, во время одной из своих многочисленных командировок в этот город. Она вышла замуж в 23 года и переехала в Мумбаи в 1972 г., сейчас она свободно говорит на армянском, арабском, турецком, английском, гуджарати, хинди и маратхи.
У армян большая диаспора, разбросанная по всему миру. Индийские армяне, несмотря на немногочисленность общины, были влиятельными купцами и ювелирными торговцами, которые основали церкви, клубы и образовательные учреждения в таких портовых городах, как Калькутта, Ченнаи и Мумбаи. В Мумбаи, однако, Джоши является сегодня единственным попечителем 215-летней Армянской апостольской церкви Святого Петра, где были крещены три ее дочери.
Сегодня, хотя церковь реставрируется на средства армянской общины в Калькутте, в ней нет священника и не проходят армянские молебны. Несколько лет назад Джоши открыла помещение для сирийских православных христиан города.
Кроме дочерей Джоши, в Мумбаи все еще есть несколько людей индо-армянского происхождения – потомки армян, бежавших в Индию во время Первой мировой войны. «Как евреи, так и армяне подвергались преследованиям со стороны турок и поэтому были всегда в бегах», – сказала Марион Аратун, журналист, чей дед по отцовской линии был армянином, который обосновался в Лахоре.
Сохраняя свой этнический язык и культуру, большинство армянских мигрантов приняли Индию так же тепло, как Индия приняла их. «Я была в Армении несколько раз и ехала в Бейрут каждый год, но сегодня я считаю себя истинной индианкой», – сказала Джоши.