Непробиваемая политика, розовые очки и карабахский «спасательный круг» президента Азербайджана
Вот уже на протяжении 20 лет Азербайджан ведет одну и ту же политическую линию, пытаясь доказать всему миру “агрессивную” позицию соседней Армении. Причиной столь твердой приверженности к одной политической линии, несомненно, является карабахский конфликт, решение которого уже стало казаться недостижимой целью для всех сторон, вовлеченных в его урегулирование.
После провала переговоров в Казани (24 июня), кажется, даже посредники потеряли надежду на его скорое урегулирование. Как ранее отмечал по этому поводу сопредседатель от США Роберт Брадке, провал в Казани и отказ от мадридских базовых принципов ставит сопредседателей перед вынужденным формированием новых принципов. Хотя, пока что переговоры продолжаются в заданном русле.
Между тем конфронтация сторон продолжается, проектируясь на различные сферы деятельности, как, например, на празднование 20-летия независимости стран. В этом смысле примечательно, что если президент Армении воздержался от каких-либо нападок на Азербайджан, и в целом празднование прошло в довольно миролюбивом настроении, то азербайджанский лидер не упустил возможность в очередной раз “раскрасить” день независимости в трагичные краски, дополняя их призывами к единению против Армении и восстановлению т.н. “территориальной целостности” Азербайджана.
Самым ярким доказательством негибкой позиции азербайджанской стороны, ставящей возможность дальнейшего продолжения диалога между странами региона в тупиковую ситуацию, стало его интервью телеканалу “Аль-Джазира” 18 октября. Отвечая на вопросы, Алиев пытался проецировать любые изменения и продвижения на региональном уровне на разрешение карабахского конфликта. Однако, его попытки представить Армению в роли агрессора, являются довольно поверхностными и эмоциональными, не содержащими конструктивных предложений, что дает основание для их несколько несерьезного восприятия. Так, его заявление, что “это самый опасный конфликт, так как его невозможно прогнозировать”, скорее приводит к мысли о непостоянстве азербайджанской стороны, о чем не раз говорилось с различных международных трибун, чем об “агрессивном” настрое Армении, что пытался доказать Алиев.
Стоит заметить, что именно азербайджанская сторона постоянно грозится началом военных действий против Карабаха, в то время как Армения ни разу не прибегла к милитаристской риторике.
Противоречивы и вызывают сомнение также заявления президента АР по поводу внутриполитической ситуации, в частности, защиты прав человека и наличия демократических принципов в стране. “Думаю, что за последние 20 лет мы добились существенных успехов”, — отметил Алиев, добавив, “что касается основных свобод, сегодня в связи с этим никаких ограничений нет. Еще раз хочу сказать, что в стране, в которой существует свободный Интернет, ограничивать свободную прессу невозможно”. При этом также он подчеркнул, что оппозиция очень слаба в стране и поэтому не играет большой роли: “Факт того, что оппозиция очень слаба, это не наша вина. Мы не ставим им ограничений”.
И опять в данном контексте Алиев фокусирует внимание на существовании «высшей цели» – реадмиссии Карабаха, подчеркивая, что это является поводом единения оппозиционного блока и властей. Создается впечатление, что Карабах стал неким спасательным кругом для Азербайджана, которым он может воспользоваться для разрешения своих внутриполитических проблем, а также отвода от них внимания международного сообщества.
Что касается заявлений президента по поводу становления демократии и свободы оппозиции, примечательны недавние заявления Комитета по правам человека Совета Европы, в которых отмечалось о существовании множества нарушений прав человека со стороны азербайджанских властей. Более того, комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хамарберг лично призвал власти Азербайджана немедленно освободить политических заключенных, являющихся активистами, как сказал Алиев “слабой” оппозиции.
Также в августе омбудсмен Германии Маркус Ленинг выступал в Баку с заявлениями о наличии множества правонарушений в стране и отсутствия защиты граждан.
Нельзя также не отметить громкое дело незаконного сноса дома-офиса правозащитницы Лейлы Юнус, что, как писал Turan, было обсуждено заместителем госсекретаря США Уильяма Бернсом в ходе встречи с главой государства Ильхамом Алиевым на этой неделе.
Согласно Turan, среди других обсуждаемых тем были также вопросы об осужденных молодежных активистах и об ограничениях права на свободу собраний и выражений.
На фоне многочисленных правонарушений и докладов по правам человека и демократии, интервью президента Ильхама Алиева представляется взглядом сквозь “розовые очки”, давая повод для формирования несколько скептического отношения к представленным реалиям.
Анализируя интервью в целом, ясно, что Азербайджан придерживается все той же политической линии, принятой 20 лет назад, и скорее всего попытки международного сообщества утихомирить южнокавказский регион будут иметь тот же “успех”, что имели по сей день: status quo азербайджанской политики неизменен.
В заключение, для определения возможной реакции международного сообщества на позицию Азербайджана в дальнейшем, можно отметить поздравление Алиева с 20-летием независимости со стороны Барака Обамы с двухдневным опозданием. Маловероятно, что протокольная служба администрации президента США могла необоснованно допустить подобную “оплошность”…