Две параллельные реальности
Поздно вечером в городе гремел салют. Какое точное распределение ролей, какие талантливые артисты собрались в Ереване! Откуда у них взялось это отшлифованное мастерство? И все мы – в наших ролях.
Из Карабаха я вернулся накануне и, не успев придти в себя, очутился в на сцене “привлекательного” спектакля ереванских выборов.
В течение дня на избирательных участках и в особенности вокруг них можно было увидеть многочисленных “гениальных” артистов. Мужчины, женщины и, конечно же, занятые делом парни, которые все до единого имели однаковое телосложение и использовали одинаковый словарный состав. А в новостной ленте этого дня, разумеется, фигурировал Его Высочество депутат Самвел Алексанян. Когда-нибудь этого нищего политического деятеля удостоят “Оскара”. Он в любой момент может взять на себя любую роль и с честью выйти из положения. Причем он всегда делает это бесплатно.
Однако все эти ситуации проносились у меня в голове параллельно карабахским историям. Из армии уволили 38-летнего мужчину, который пошел туда служить после школы. Ничем другим, кроме военного дела, он заниматься не может. Сперва был в отряде, потом, когда сформировалась армия, вступил в эту структуру. В ней он состоял 18 лет. Участвовал во многих боях, был ранен. Последние два места его службы – воинская часть “Ехникнер” (8 лет) и Шуши (2 года). Именно оттуда и уволили ефрейтора.
Когда его отправляли на двухмесячные курсы в Ереван, он подошел к командиру и попросил увольнительную на один день, чтобы починить обвалившуюся крышу, из-за которой дожди заливали дом. Его не отпустили. В воскресенье он приехал в Карабах, а в среду вернулся в Ереван. Тогда-то и было принято решение уволить его из армии. Он не женат, живет один, отец умер несколько месяцев назад.
Когда отец тяжело заболел, он написал заявление с просьбой перевести его поближе к дому, чтобы можно было ухаживать за отцом. Командование так и поступило – его перевели из “Ехникнер” в Шуши, а теперь уволили из армии. Он написал письмо министру обороны Сейрану Оганяну, изложил ситуацию, попросил восстановить его. Ответа до сих пор нет.
Вчера я поинтересовался находящимся в Джрвеже этим учебным центром. Услышал различные истории о порядке проведения экзаменов, о том, как не срезаться. Один из прошедших там двухмесячные курсы ефрейторов рассказал, что за время учебы его дважды заставили купить билеты на концерт.
Прибывшие из Еревана бумаги, которым предлагалось уволить еврейтора из армии, министр обороны Карабаха подписал сразу. Уже несколько дней я думаю об этом парне. Он в отчаянии говорил: «Что мне теперь делать? Работы нет, ничего другого я не умею, пенсию пока не получаю». До выхода на пенсию ему осталось 2 года.
Не могу понять, как государство может так обойтись с человеком, который всю свою жизнь посвятил армии. 8 лет он служил в разведке в «Ехникнер», а теперь его вышвыривают на улицу. Вот так взяли и заявили: «Ты нам больше не нужен, мы в тебе больше не нуждаемся. Уходи». По словам ефрейтора, у него два пути: либо уехать из Карабаха, либо покончить с собой.
Был такой щуплый офицер из Каринтака – старший лейтенант, который с 16 лет служил в отряде, а потом в армии. В 1996 году во время сборов в Ходжалу генерал Юрий Хачатуров выругался матом в адрес офицеров. Этот худенький парень не позволил, чтобы в адрес его матери звучали грязные ругательства, и ударил генерала. Тогда его уволили из армии. Я ожидал худшего, но, слава Богу, обошлось этим. Сейчас у него четверо детей, он работает разнорабочим, с трудом содержит семью.
Я иногда спрашиваю себя: если сейчас начнется война, кто-нибудь отправится защищать страну? И сам же отвечаю: да, отправятся столько же ребят, сколько тогда. И знаете, кто будет в первых рядах? Эти двое парней, которых уволили из армии.
Фото Макса Сивасляна
hetq.am