«ОТКРЫТИЕ» ЭЛЬМАРА МАМЕДЪЯРОВА
Министр иностранных дел Азербайджана дал исключительное интервью арабоязычному телеканалу RT. Трудно сказать, какой подтекст вложили в него организаторы и Эльмар Мамедъяров. Но последний сделал нелепое заявление: «Статус Карабаха должен быть решен азербайджанской и армянской общинами вместе, которые некогда жили здесь бок о бок. Мы должны в первую очередь создать соответствующие условия, ведь пока территории «оккупированы», нельзя говорить о добровольном определении статуса, на чем настаивает армянская сторона».
В данном случае мы исходим чисто из теоретичности. На практике статус Нагорного Карабаха решен. Вскоре в Арцахе будет отмечаться 5-я годовщина принятия в Арцахе Конституции, 10-я годовщина референдума независимости и формирования органов государственной власти. Но поскольку министр иностранных дел Азербайджана поднял новую тему для дискуссии, было бы неправильно оставить ее без внимания.
Итак, согласно Мамедъярову, «субъектами определения статуса Карабаха являются азербайджанская и армянская общины». Это новая акцентировка. В прошлом официальный Баку говорил, что «вопрос статуса должен быть решен после возврата азербайджанцев в Нагорный Карабах». И одновременно азербайджанская сторона не принимала результаты проведенного в Арцахе референдума, «поскольку азербайджанцы в нем не участвовали». То, что это очень шаткий «аргумент», сегодня, вероятно, поняли также в Баку. То есть, 10-го декабря 1991-го года проживающие на тот момент в НК азербайджанцы могли, имели возможность участвовать в референдуме и выразить свою волю. Однако, свое право и предоставленную им возможность они не использовали. А это и есть выражение воли. Точно так же, как люди не участвуют в выборах. Но от этого последние незаконными не признаются. Тогда как сегодня Мамедъяров вводит в оборот идею «общинного права на решение статуса Карабаха». Повторим, наши наблюдения лишь теоретические. А есть ли гарантия, что «уже вернувшаяся в НК «азербайджанская община» пожелает принять участие в процессе «определения статуса Карабаха»? Такую гарантию никто дать не может. Даже Ильхам Алиев. Второе, в каком статусе «будет возвращаться «азербайджанская община» Карабаха, чтобы «жить бок о бок с армянами»? Ведь эти люди сегодня являются гражданами Азербайджана, а должны вернуться в такую местность, статус которой будет решаться в будущем». А до этого «возвратившиеся» будут считаться азербайджанскими подданными, или?.. Третье, «возвратившиеся» на каком основании «будут организовывать свою государственную и общественную жизнь, какие органы управления и как они будут формировать»? Ведь Ильхам Алиев говорит, что «референдум может быть проведен через 100 лет». Столько времени эти люди в НК «будут жить в статусе повисших в воздухе»?
Это вопросы, ответы на которые Эльмар Мамедъяров должен иметь до того, как делать подстрекательские заявления относительно «возвращения азербайджанской общины». Совсем иное дело — подчеркивать «право возвращения в прежние места их проживания», что является вопросом чисто гуманитарной плоскости и не касается признания-не признания государства, и совершенно иное, когда субъективность решения статуса Карабаха делится «между двумя равносильными общинами»». Это ни что иное, как очевидная фальсификация предложения международного посредничества. В таком случае нужно принять, что проживающие в Азербайджане все национальные меньшинства в любом вопросе правомочны отдельно выражать волю. Тогда как это вовсе не так. Та как в основе волеизъявления положен принцип не этнической принадлежности, а гражданства. Никто не спрашивал у талышей, лезгинов, русских, евреев, согласны ли они, чтобы азербайджанский язык был провозглашен единственным государственным языком. Никто не предоставлял возможности этническим меньшинствам высказать свою волю в вопросе Азербайджана, как единого унитарного государства. Поскольку принято, что «Азербайджан — родина всех его граждан независимо от нации, религиозной принадлежности».
Азербайджанский политолог и депутат парламента Расим Мусабеков довольно точно и объективно сформулировал тему дискуссии: «Нагорный Карабах должен быть независимым, или «в составе Азербайджана иметь широкое самоуправление»? В этом и есть вопрос. Нагорный Карабах сегодня — фактически независимое государство. Азербайджан оспаривает это. Посредники предлагают идею «нового референдума». И не имеет смысла принимать вид «сделавшего открытие». Нужно всего лишь ответить на один простой вопрос: «Властвующая элита Азербайджана способна ли проявить политическую волю и пойти навстречу посредникам»? Остальное — пустое ораторство, которое ничего не дает.
«АЗГ»