Массовые фальсификации и коллективная капитуляция
Таким образом, как и ожидалось, по результатам выборов в Совет старейшин Еревана проходят три политические силы, как и четыре года назад. Просто, в сравнении с картиной четырехлетней давности, в состав совета проходит не Армянский национальный конгресс, а партия «Наследие». Или блок «Здравствуй, Ереван», который ассоциируется с «Наследием». То есть, «Наследие» пришло на смену АНК, а остальное осталось как прежде: на первом месте опять-таки, с абсолютным результатом, Республиканская партия (РПА), на втором – партия «Процветающая Армения» (ППА).
Естественно, когда говорим о результатах, нужно иметь в виду, что их официальные показатели, мягко говоря, не отражают реальных настроений в обществе, поскольку показатели эти получаются в результате многочисленных беззаконий, которые были совершены как в день голосования, так и за много дней до него – в ходе предвыборной кампании. По сути, на армянской политической палитре получается занимательная картина. В парламенте первая тройка – РПА-ППА-АНК, а в Совете старейшин Еревана, или ереванском парламенте, немного по-другому – РПА-ППА-«Наследие». И так как посредством оппозиционных или так называемых оппозиционных сил планка на выборах в Ереване была поднята до общегосударственного уровня, то получается, что ест две параллельные тройки.
Тем самым, во-первых, можем зафиксировать, что выборы в Совет старейшин Еревана стали своего рода пересмотром итогов двух предыдущих выборов – парламентских (май 2012г) и президентских (февраль 2013г), конечно, не официально, а номинально. А главной констатацией ереванских выборов было то, что над политической ареной Армении продолжает доминировать тандем РПА-ППА. Этот тандем может иметь разные проявления взаимоотношений – от коалиции до жесткого оппонирования, но ереванские выборы еще раз показали, что в тандеме есть взаимное согласие хотя бы по одному вопросу: не менять формат внутриполитической игры.
По всей видимости, это обусловлено тем, что эти две силы пока бессильны оторваться друг от друга. То есть, ППА не может, конечно, обеспечить серьезную конкуренцию РПА, чтобы как-то близко к серьезному оспорить первое место. Но вместо этого, ППА может организовать такое сопротивление, что РПА будет вынуждена оставить ей второе место, которое оказалось под реальной угрозой после президентских выборов.
Конечно, в этом смысле, Сержа Саргсяна довольно «разочаровал» и сам Раффи Ованнисян, который так и не сумел превратить результаты президентских выборов в политический капитал и навязать ППА серьезную борьбу за второе место.
Но в общем и в целом, главным итогом ереванских выборов для Сержа Саргсяна будет то, что в очередной раз будут девальвированы и дискредитированы те силы, которые объявили «священную войну» за Ереван, обещали беспрецедентное сопротивление массовым фальсификациям, но вновь и в очередной раз подпишут очередной акт о коллективной капитуляции, после чего в очередной раз становится актуальным вопрос целесообразности участия на выборах в таких условиях. 1in.am