Пули, направляющиеся в будущее
Труп начальника полиции Егварда обнаружен у могилы отца, в служебной автомашине. Следствие выяснит причину смерти: убийство или самоубийство. Но трагедия происходит на фоне, напрямую связанном с процессом усиления роли полиции во внутренней жизни.
Уже долгое время, как полиция встала на первую линию во внутренних развитиях: то молится с оппозицией, то разоружает и обезвреживает банды в Гюмри, то начальник Полиции заявляет, что времена хамов и «блатных» проходят, и никому больше прощения не будет. Начальник Полиции Армении Вова Гаспарян стал героем дня, причем с довольно серьезными амбициями, напрямую сопряженными с внутривластными развитиями, брожениями внутри власти.
Повышение роли полиции, конечно, не нужно путать с законом, законностью, правоприменением, конституционностью. Пока, мягко говоря, рано делать подобные суждения или заключения в связи с происходящими процессами. Пока что ясно одно: в вопросе выяснения внутривластных отношений Серж Саргсян дал большую, можно сказать – ведущую роль полиции и его начальнику. Это видно сразу и невооруженным глазом, и констатация этого имеет место быть и на страницах прессы, и в комментариях экспертов уже давно. Развитие событий и перестановки внутри полиции, а также заявления начальника Полиции о текущем положении и действия – подтверждают эти мнения и впечатления.
Это само по себе означает изменение статус-кво внутри власти и вообще в утвердившейся в Армении системе власти. Полиция предполагает иные основания и формулировки действий, что имеет затем свои последствия на внутривластные, общественные и даже международные восприятия. И вот, на фоне этих действий полиции, этой роли полиции во внутривластных процессах, этих довольно претенциозных и ответственных ее заявлениях – инцидент с начальником полиции Егварда.
Независимо от версии, пока причина смерти для общества убедительно не раскрыта, произошедшее является, конечно, вызовом для полиции и, в первую очередь, для объявившего войну хамству и «блатным» начальника полиции. Таким же вызовом, каким для Полиции являются все громкие и остающиеся нераскрытыми убийства. В конце концов, все это является лишь частью проявлений сущности правящей системы, и борьба за искоренение этой сущности предполагает также борьбу за раскрытие этих преступлений. Не секрет, что громкие преступления являются для разных сегментов правящей системы теми тайниками, где они находят убежище, а то и последнее прибежище. История правящей системы Армении является также довольно длинной цепью громких преступлений, без раскрытия которых невозможно освободить Армению от цепей хамов и «блатных». Однако, все еще под сомнением то, насколько усиление роли полиции имеет целью снятие этих цепей, а не обусловлено всего лишь новой тактикой и методологией для утверждения нового статус-кво внутри системы власти. Во всяком случае, эти преступления имеют существенное значение еще и в этом плане, поскольку сами по себе, хотя бы как факт, являются своего рода очагами внутривластного сопротивления.
Стало быть, проблема не только в произошедшей с начальником егвардской полиции трагедии, а в Трагедии, которая посредством выстрелов разных лет происходила с Арменией. Эти пули прошлого еще будут продолжать свое движение и путь в будущее. И не известно, когда и кого они еще поразят. И если их дальнейший ход не будет в конце концов остановлен, а это возможно только в случае раскрытия, то в будущем нереалистично ожидать во власти совершенно другую среду, другую систему, а в стране – другую формацию и другую систему ценностей.
При нераскрытии, после временного «отлива», всегда придет очередь «прилива» внутривластного сопротивления. Если, конечно, весь этот процесс «отлива» и «прилива» не является борьбой, а хорошо организованным естественным циклом, чтобы в полном сложностями будущем обеспечить «отлив» общественного интереса и проблемы безопасности…
1in.am