Сделать или не быть? Вот в чем вопрос!
Внутриполитическая ситуация в Армении действительно беспрецедентна. Беспрецедентна в том смысле, что реальные процессы переместились вглубь, и общество, которое в определенный короткий период стало диктовать процессы, ныне, похоже, начало прощупывать капли противоположного чувства.
Много говорится о том, что по тому или иному вопросу власть и оппозиция имеют идейное и даже мыслительное сходство. И теперь речь пойдет не о диаметрально противоположном видении и концептуальной разнице власти и оппозиции. Речь пойдет о том, что самая большая схожесть власти и оппозиции в том, что оба держат в большом секрете от общества свои намерения, расчеты, планы, цели, стратегию и тактику их реализации.
Если в случае с властью это понятно, хотя бы по той простой причине, что секретность необходима, ибо все планы, намерения, цели, стратегия и тактика направлены против народа, с желанием обобрать, унизить, лишить права на власть, на голос, то в случае с оппозицией, которая выступает от имени общества, чья сила неоспоримо зависит от общественного содействия, становится немного непонятным отсутствие подробного разговора с обществом. Тогда как годами ранее залогом успеха мощной волны общенародного движения было то, что оппозиция впервые ясно, детально и конкретно сказала слово обществу, и оно было должным образом оценено, воспринято и удостоилось беспрецедентной для Армении общественной поддержки. А в настоящее время создалась ситуация, когда значительная часть общества стала сомневаться, что оппозиция также готова продолжать ответную поддержку и вести вперед движение, которое вытекает из интересов общества, граждан, а следовательно – государства.
Все это не сочлось бы столь судьбоносным, если решаемая задача состояла бы только в смене власти. Тогда как нынешняя ситуация выдвинула целую совокупность проблем, жизненно важного значения для государства и общества. Очевидно, что выйти из под груза этой совокупности проблем сегодняшней власти просто не по силам, поскольку она абсолютно лишена общественной поддержки. Результатом или следствием является то, что в стране по внутри- и внешнеполитическим направлениям осуществляются шаги, в которых найти логику не по силам даже самым изощренным интеллектуалам, готовым найти логику даже в каждой капле дождя. Тогда как отсутствие логики свидетельствует, по сути, об отсутствии власти в стране.
Хорошо ли, плохо ли, но для каждого государства власть предпочтительнее безвластья. И такое государство как Армения, при своем географическом и геополитическом положении, не может долгое время предаться безвластью. Такого мир не позволит, и рано или поздно Армении власть навяжут. Но не исключается, что до этого дело не дойдет, поскольку в Армении борьба за власть может закончиться победой какой-либо из сторон. И тогда возникает вопрос: является ли народ в лице оппозиции или оппозиция по воле народа одной из реальных сторон в борьбе за власть. Это обстоятельство становится все более и более невидимым, поскольку действия оппозиции становятся все менее и менее объяснимыми и понятными со стороны общества. Когда маневрирует власть, то общество понимает и не верит, а когда маневрирует оппозиция, то общество не понимает и верит, но до определенного времени. Затем, когда общество продолжает не понимать, начинает уже не верить.
А пока между оппозицией и обществом возникает проблема взаимной веры и понимания, вопрос власти решается в горниле борьбы совершенно других сил, и результатом становится то, что когда оппозиция и общество вновь приходят к полному согласию, впереди себя они видят окончательно сформировавшуюся пирамиду власти.
Означает ли это, что отказ оппозиции от решительных и революционных шагов является ошибочной тактикой и приведет к непониманию с обществом?
Однозначно ответить трудно. Но увлекаясь политикой, оппозиция может понести серьезные потери в своей популярности. А потеря популярности в народе означает потерю возможностей. В таких условиях, когда время предоставляет все новые и новые возможности, пользуется ими не народ, который в политике опосредован через оппозицию, а те силы, для которых до этого главной проблемой была гармония между обществом и оппозицией. Иначе говоря, когда поднимает вопрос формирования власти, то он решается путем внутривластного переворота, либо народного восстания или революции.
Вариант внутривластного переворота Армения однажды видела. Он имел и положительные, и отрицательные проявления. Существенно не то, что было больше. Существенно то, что общество в результате этого всего вновь осталось без возможностей контроля над рычагами управления государством. В Армении проблема не в соотношении положительного и отрицательного. Его можно склонить в положительную сторону даже в случае внутривластного переворота, или даже в условиях долговременного безвластья. Проблема в качественной разнице между, условно говоря, положительным и отрицательным. И если в жизни государства первоочередная роль, решающий голос, право на определяющее влияние не принадлежит обществу, гражданам, народу, то ничто положительное для государства не может иметь существенной роли. А для решения этой проблемы лучшим средством является активная и публичная политика, поскольку только посредством этого возможно противостоять тем теневым процессам, которые, продвигаясь по собственной логике, порождают нелогичность видимых процессов и, тем самым, готовят почву для победы невидимой логики. 1in.am