«Мягкая сила» Сержа Саргсяна
В своем выступлении после инаугурации 9 апреля Серж Сагсян сказал, что пора переходить от слов к делу. Помимо признания в том, что до сих пор было только «слово» и не было дел, мессидж Сержа Саргсяна несет в себе и определенную «угрозу» для его собственной системы. Но хватит ли у Сержа Саргсяна сил, чтобы одолеть систему, и есть ли такое желание? До сих пор он демонстрировал исключительно мягкий подход к решению проблем.
Первые после выборов шаги демонстрируют намерение Сержа Саргсяна менять, но без потрясений для системы. Прежде всего, это касается банкротства Армавии. Компания, о вреде которой для армянской экономики говорилось уже давно, была объявлена банкротом, однако, как говорят эксперты, только для того, чтобы хозяин компании не потерпел большие убытки, а долговой ущерб оплатило государство.
Если это так, значит, перераспределение собственности будет опять происходить за счет общества и государства. И это говорит не о реформах, а о «мягком» переделе капитала.
Серж Саргсян назвал главным императивом на следующие 5 лет экономический прогресс. Он сказал, принимая отставку правительства, что большая часть народа недовольна работой правительства, хотя он считает, что правительство выполнило задачи. Если имеются в виду «макроэкономические» показатели, то «прогресс» действительно есть. Но настоящий прогресс возможен только в случае, если будут изменены принципы распределения общественных благ, которые сейчас сконцентрированы в руках стоящих у власти и около нее людей.
Готов ли Серж Саргсян пойти на «разграбление награбленного» — экспроприацию незаконной собственности олигархов? Этот процесс неизбежен, если он действительно намерен повысить уровень жизни народа и остановить эмиграцию. Такой процесс происходит сейчас в мире – и на Западе, и в России, но Армению он пока не затронул.
Серж Саргсян до сих пор не демонстрировал готовности к решительным шагам – возможно, после того, как инициированная им футбольная дипломатия с Турцией оказалась в глубоком тупике. И «мягкая» политика продолжается как на внутреннем, так и внешнем фронте.
Об этом свидетельствует шаг, который почему-то не удостоился общественно-политического резонанса – подписание меморандума о взаимопонимании с Евразийской экономической комиссией. Этот меморандум можно назвать оценкой армяно-российских отношений. С одной стороны, давление России подействовало – Армения подписала документ, с другой стороны, Ереван добился того, чтобы в документе был специальный пункт, в котором говорится, что меморандум не имеет международной правовой силы.
Этот документ можно считать квинтэссенцией внешней политики Сержа Саргсяна. Судя по всему, курс на диверсификацию будет продолжен, соглашение с ЕС об Ассоциации будет подписано, а отношения с Россией ограничатся «меморандумом о взаимопонимании». Но делаться это будет «мягко», чтобы никого не обидеть.
Единственной угрозой «мягкой» силы является то, что она не пробивает твердые лбы. А в Армении и за ее пределами таких лбов предостаточно. «ЛРАГИР»